100 Великих городов мира: Афины…

Записки афисионадо

       Продолжая пополнять свою коллекцию Великих городов мира, отниму немного вашего драгоценного времени и поведаю о своём июльском отпуске в Афинах. Афины – это Парфенон, Фраппе, кладбища  и раскопки, раскопки, раскопки… (дальше читать, если депрессия или учите русский как иностранный).


          Продолжая пополнять свою коллекцию Великих городов мира, отниму немного вашего драгоценного времени и поведаю о своём июльском отпуске в Афинах. Афины – это Парфенон, Фраппе, кладбища  и раскопки, раскопки, раскопки… (дальше читать, если депрессия или учите русский как иностранный).

          С пятого класса и на всю жизнь…

          Пожалуй, ни один архитектурный ансамбль не копировали в мире так часто, как Парфенон. У самого в памяти нет-нет да всплывут колоннады  с обложки учебника истории пятого класса. И если кто-то увлекался в студенчестве Фрейдом, то, может быть, вспомнит его письмо, где он пытается разъяснить Роллану, почему же и 30 лет спустя после посещения Парфенона его преследуют белые колонны!
          …Восхождение на вершину Акрополя в 45-градуссную жару уже само по себе зрелище не для слабых: полуобморочные туристы сражаются за редкие попутные тени. Кое-кого несут под руки. Не запасшиеся водой, оказываются жертвой не ведающих жалости местных спекулянтов. Вообще, эта многокилометровая туристическая гусеница на фоне раскаленных камней сильно напоминала мне заблудившийся караван, который вот-вот поглотят неумолимые барханы. Те, кто всё-таки дошли, на обратном пути и вовсе теряют последние силы. На этот раз причины в том, что  финал многострадального пути не компенсируется впечатлениями от ожидаемых зрелищ. Вблизи всё выглядит как-то по-строительному: краны, леса, и где-то справа наполовину отстроенный периметр главного мирового шедевра. Так что смотреть на детище Перикла рекомендую с ближайшей горы Филопаппос.

        

         Раскопки, раскопки, раскопки…

         Раскопки в Афинах — это тема вездесущая, от неё не уйти и не скрыться. Раскопки – дело нудное, скучное, неблагодарное. Копал будучи студентом истфака провинциального вузика: кости, кости, кости. Между ними вино (местное, один стакан 15 коп.). Потом снова кости, кости, кости. Вино. Кости. Вино. Кости.
         За два сезона никаких сенсаций… Сотни тысяч геростратов десятилетиями перемывают тонны песка и глины, тайно мечтая прославить себя на весь мир. А кому, спросим, теперь известен Генри Шлиман? Его роль и значение   в мировой археологии примерно то же, что и в психологии дедушки Фрейда. Шлиман откопал древнюю Трою, завалил Национальный археологический музей микенскими золотыми кладами, отрывая их оптом и чуть ли не через день. Даже посмертную маску Агамемнона отрыл. Да-да, того самого царя, что собрал греков на бой возвращать из Трои не очень целомудренную Елену… А что в итоге шлимановской жизни? Обвинения от мировой профессуры в дилетантизме и бахвальстве. Да местные ребята долго ловили — то ли ограбить, то ли побить за что-то хотели.
         Старатели в Афинах  — это целая каста, причем вся территория города уже поделена между пятью государствами. Говоря о неблагодарности археологических происков, как тут не вспомнить совсем свежий случай (о Его величество Случай!), когда экспертиза подтвердила древность самой старой из находок, а, может быть, и самой ценной в сравнении со всем, что доселе было вскрыто из-под земного тлена. Кольцо Тезея на Акрополе было найдено совсем не археологом. Счастливчиком оказался праздно шатающийся выпивоха, хотя и с достаточной сообразительностью.
         Кто такой Тезей? – спросите вы. То лицо почище Агамемнона будет… Почти полулегендарная личность, основатель самих Афин, а по возрасту чуть ли не ровесник Геракла.
         «Подумать только, пять архитектурных школ дерутся за границы участков и десятилетиями ведут на Акрополе межевые войны за наиболее многообещающие куски, а тут из-под носа какой-то пьяный румын стянул сенсационный артефакт. Да есть ли справедливость на земле!», – кричали немецкие старатели. «Да как не было её, так нет и не будет: ни на земле, ни в земле, ни под землей», — вторили им французы. «Да, почему одним всё, другим ничего!»,  – вопили американцы. Вот и так бывает.

 «Говорят Генри Шлиману частенько приходилось использовать свои находки из-за множества желающих (как выразился бы О Бендер) «лицо пощупать». 
   
          Кладбища

         Они тоже в большом количестве, но главное, что в разных представлениях и оформлениях… Взгляните вот на этот чудный скелетик.
 
        
                               Так оформляют в Афинах станции метро…

        Вообще, в смысле метро-арта ничего подобного в мире я не встречал, да и вряд ли встретишь: роем туннель – попутно складываем амфоры, статуи, кости. Всё идет в дело создания подземных музеев, выставок, инсталляций.

       
                                                 Станция Акрополис.

       

                                                      Древний водопровод

       

                                     Станция Синтагма.  The Metro Clock
      

       
                                             Станция Синтагма
 
        

                                  Underground Park  станция Этникис Амина

        

Конечно, оперную диву  Марию Каллас никто не откапывал, но на станции Мегаро Муссикис она снова на сцене Ла-Скала.

       
                               Матрос сигнальщик                                           девушка стрелок

                                          Москва. Станция Площадь революции (случайно попавшие)

        Ну, так все-таки вернемся к кладбищам… Интересно было взглянуть на православное греческое кладбище, хотя и был потрачен весь  день — пожалеть не пришлось. До их действующего Первого национального кладбища (что-то вроде нашего Ваганьковского) добирался пешком.  Вообще, настоящий путешественник тот, чей автобусный маршрут всегда 11.

       

       

       

       
 
  Кто эта спящая девушка с именем София Афентаки? И почему так рано уснула? Я обшарил всю «паутину», но пишут только про скульптора…

        Обратите внимание на фото ниже. Сидящий – это тот, кто умер, но он среди живых: родных и близких. Для эллинов (греки называют себя именно так) смерть – это сон.
       

        Примечательны условия «проживания в той жизни». Место сдается в аренду. Срок ограничен: три года. После трех лет останки извлекают и складывают в фамильный склеп, если, конечно, таковой имеется.… Если же нет или средства, оставленные вами на особом счету, еще при жизни иссякают, вы будете извлечены неумолимыми Херонами местного муниципалитета. Так что календарь вашего телодвижения после смерти можете рассчитать еще при жизни, поделив сумму на своем счете на арендную ставку.

         Современные греки – это сиеста и фраппе

         Кофе здесь хлещут ведрами. С утра и  до утра. Есть даже национальный клуб любителей этого напитка. Разновидностей его немыслимое количество. Однако остерегайтесь попросить турецкий кофе: вам или ничего не принесут или пошлют куда-нибудь в другое место.  А может и еще дальше…
        Крепость кофе порой зашкаливает. Я  лично от трех глотков фраппе  (вид холодного кофе) начинаю слегка покачиваться и спрашивать: а ты кто такой? Нонсенс геронтологический какой-то. Ведь греки главные долгожители в Европе.
         Сами современные эллины в своих бедах винят Евросоюз. Хотят из него выйти. Возвращать долги не собираются, объясняя тем, что денег они этих не просили. Винят во всех бедах  чиновников, что те всё разворовали и не хотят работать.  При этом на мой вопрос как можно брать в разгар турсезона отпуск, хозяин маленькой местной турфирмы отвечает: «В августе работать?!  Август – это святое…».

         Немного о разном

         Трудно было пройти мимо музея Кикладского искусства, с чудом сохранившимися находками, датируемыми пятым тысячелетием до н.э.

        
Эта невинная девушка отыскалась через пять тыс лет, чтобы  Пабло Пикассо взял искусство Киклад за основу своего стиля. Как  тут не удивиться?!

        Если Байрона и можно сравнить по популярности с кем-то из современников, то на ум приходит группа Битлз.

      

  Эллада надевает венок тому, кто находит здесь свой  последний приют в неполных 37 лет.

     
     
     Из этих глиняных черепков – остроков – древние афиняне отправили Сократа: приговорили его  испить смертельную чашу цикуты… В другой раз, пишет Плутарх,  когда они голосовали за смерть, выводя на них имя Аристида, (в переводе «справедливый»), сам стоявший здесь же Аристид обратился к незнакомому  афинянину и спросил, почему он  голосует за смерть?
      — Надоело слышать ото всех — справедливый, да справедливый…

     

      Тюрьма Сократа. Здесь Сократ,  приняв яд,  сказал своим ученикам: «То вы слушали меня, как надобно жить, а теперь я расскажу вам, как надо умирать»

      В заключение…

       Можно ли современные Афины считать великим городом в сравнении с другими собратьями? 
       Мой ответ — нет. Это просто средний по размерам современный город с греческой домашней кухней в тавернах, веселым рыбным базаром, интересными ювелирными лавками, с районами, густо населенными албанцами и  русскими греками. Все «великое», что есть сегодня в Афинах, имеет отношение к современным Афинам не больше, чем к нынешней России  древнее государство Урарту, а в крови нынешних греков от  древних эллинов миллилитров не больше, чем у нас от скифов.  Те, по-настоящему великие Афины, умерли почти два тысячелетия назад. И когда в 1834 году город был провозглашен столицей Греческого Королевства, то была деревня с населением в пять тысяч жителей. Проблема сосуществования древнего и современного здесь не решится никогда: старинные церкви стоят прилепленные к современным монолитным многоэтажкам. Все самые крупные здания – это руины или полу-руины V – VI вв до н э. История Афин была разорвана, и новый город не сохранил никаких традиций. Любое новое строительство начинается с находок, требующих по закону приостановки работ. Отсюда сплошные долгострои. (Кстати, в Афинах и самый большой долгострой в мире: около семи столетий).
       Оставили бы все как есть, сделали бы музей под открытым небом, не пришлось бы теребить души и тени умерших экскаваторными  ковшами и открывать всё новые кладбища…

     
       Да, времена для эллинов пришли  спокойные и сытные. Потомкам Ахиллеса уже незачем прятать свои пятки от чужих стрел.

      Андрей Зубенко,
      член МСК,
      специально для Сигарного портала,
      фото автора:
их было достаточно…


Оцените статью