Турция под парусом

Записки афисионадо

      О возможности поехать с Иваном Штепой и Игорем Лысачуком в Турцию, чтобы пройти курс обучения на сертификат матроса парусной яхты, я узнал совершенно случайно: на дегустации тоскан Иван упомянул, что есть пара свободных мест в их предстоящей экспедиции. Было это за 20 дней до вылета, у меня не было загранпаспорта, не было специального снаряжения, висела куча неотложных дел. Но я подумал – почему бы не поехать, и в итоге все решилось очень удачно – и с паспортом, и с билетами, и со снаряжением.

     О возможности поехать с Иваном Штепой и Игорем Лысачуком в Турцию, чтобы пройти курс обучения на сертификат матроса парусной яхты, я узнал совершенно случайно: на дегустации тоскан Иван упомянул, что есть пара свободных мест в их предстоящей экспедиции. Было это за 20 дней до вылета, у меня не было загранпаспорта, не было специального снаряжения, висела куча неотложных дел. Но я подумал – почему бы не поехать, и в итоге все решилось очень удачно – и с паспортом, и с билетами, и со снаряжением.

     Всего нас поехало пятеро – я, Иван, Игорь, еще один Игорь и Александр. Родина в лице доблестного Аэрофлота долго не хотела отпускать нас от себя. Но с задержкой в 2,5 часа мы все-таки были в Стамбуле. Избитая фраза – «город контрастов» – но уж очень она подходит к Стамбулу. В основном, из-за нехватки времени, город мы видели из окон транспорта – сначала метро, потом трамвая, потом автобуса. Окраины – постоянное соседство новостроек и картонных хибар, центр – дома разных эпох с непременной торговлей всякой всячиной на каждом свободном клочке тротуара. Множество тоннелей и эстакад, ведь Стамбул находится на сильно пересеченной местности. И все время что-то строится. Турки – ну, что с них взять?

     Остаток дня мы провели в городе – немного прошлись по центру, потом попробовали свежей рыбы в ресторане под мостом через залив Золотой Рог. Блюда были отменные, персонал ресторана показывал такие высоты мастерства, что Игорь даже чуть не расчувствовался и решил оставить приличные чаевые.

     Ночью нам предстоял путь длиной в 12 часов на автобусе через всю Турцию – с севера на юг, в Мармарис. И тут не обошлось без приключений. Из-за нехватки времени мы опоздали на автовокзал на пять минут, и автобус ушел без нас. Пока мы неслись к автовокзалу, только Иван сохранял ироничное спокойствие, так как он один знал, что автобусы ходят раз в два часа, а не дважды в сутки, как он нам специально заранее намекнул. Но и тут все решилось благополучно – пока автобус ждал в пробке на выезде с автовокзала, мы догнали его на машине, предоставленной персоналом компании-владельца совершенно бесплатно.

     Автобус был превосходен – двухэтажный Neoplan с панорамными стеклами, восемью каналами звука в наушниках и трансляцией местных мыльных опер на нескольких телеэкранах. Говорят, глубокой ночью даже показывали «Убить Билла» на турецком языке, но я этот аттракцион банально проспал.

     В 9 утра мы были в Мармарисе. К счастью, тут ничего непредвиденного уже не произошло. Мы погуляли по городу, прошлись по магазинам. Иван и Игорь купили из-под полы кубинских сигар. Иван некоторое время мерялся с продавцом крутизной сигарного образования. Я окончательно заметил наличие большого количества кошек. Отъевшихся и наглых. Повсюду.

     Оставшееся до встречи с инструктором время провели в ресторанчике на берегу залива. Ели местные блюда, в общем, наслаждались жизнью.

     В 16:00 мы были на катамаране. Нас встретил инструктор, звали его Левент, он хорошо говорит по-английски, поэтому проблем со взаимопониманием у нас не возникало.

     О Левенте надо рассказать особо. Как потом оказалось, ему 40 лет, раньше он был директором по маркетингу турецкого представительства одной из крупных западных компаний. Но 5 лет назад он все бросил, купил яхту и на 3 года ушел с женой в кругосветное плавание. Возвратившись, он стал инструктором, а жена написала отличную книгу об их путешествии, эта книга сейчас является вторым по продажам бестселлером в Турции.

     На месте нас уже также ждал наш шестой товарищ по обучению, турок по имени Оуз. Оуз почти не говорил по-английски, что создавало некоторую специфику в общении с ним. Но в итоге он оказался нормальным парнем, делал все наравне со всеми, и даже бросился купаться вместе с «сумасшедшими» русскими, когда мы стояли в одной из бухт.

     Как оказалось, катамаран такого класса вполне пригоден для нормальной жизни семи человек. На нем есть четыре двухместные каюты, два туалета с душем, кухня и даже стиральная машина. (Правда, машиной мы так и не воспользовались, так как проще было постираться на берегу). Просторная закрытая кабина и большая открытая палуба.

     В общей сложности, на катамаране мы провели неделю. Каждый день были теоретические занятия – Левент объяснял терминологию и давал необходимые теоретические сведения. Терминология была английская, так как мы обучались для получения сертификата американского образца. В этом была своя сложность, но Ваня доблестно занимался переводом всего того, что мы не понимали сами. Нам не очень повезло с ветром, поэтому собственно хождения под парусами получилось не так много, как хотелось. Но и без этого голова пухла от обилия информации, ведь Левент давал нам заметно больше теории, чем это требовалось для сертификата нашего уровня. Зато кроме Мармариса нам удалось посетить еще два красивейших города – Фетие и Годжек, провести ночь в живописной бухте на острове, взобраться там же на гору и насладиться великолепными видами окружающей природы.

     Но, конечно, совсем без приключений не обошлось. В самом начале, еще по первого выхода, оказался залитым водой указатель направления ветра. Мы его разбирали, и, к удивлению Левента, тщательно полоскали электронную схему в миске с пресной водой. Прибор в конце-концов все-таки заработал, и нам не приходилось задирать голову к верхушке мачты, чтобы определить, откуда дует ветер.

     На следующий день, на пути в Фетие, ветер поднялся довольно сильный, нам нужно было уменьшить парус, и именно в этот момент на главном тросе («main halyard» для тех, кто поймет 🙂 порвалась оболочка, и его заклинило в зажиме («spin lock»). Когда справились с этим, в блоке зажало другой трос («first reefing line»), и мы не могли нормально натянуть уменьшенный парус. Когда и это преодолели, уже стемнело, и в Фетие заходили в полной темноте, зато попутно мы получили шанс изучить работу радара, навигационные огни и маяки.

     Каждый день один из нас назначался «капитаном» и должен был гонять всех остальных на разные работы – от приготовления обеда до постановки парусов и спуска якоря.

     Неделя закончилась достаточно серьезным экзаменом, где каждый должен был ответить на 30 вопросов. Все сдали успешно, что несказанно обрадовало не только нас, но и Левента, видимо, тоже.

     Мы были у Левента первой русской группой, и, похоже, произвели на него неизгладимое впечатление. Расставались очень тепло, он даже сказал, что мы получаем право приезжать к нему в любое время (наверно, без предварительной записи? :).

     Потом был обратный путь – автобус, Стамбул, Аэрофлот, Шереметьево. То, что мы, наконец, дома, можно было ощутить по громадной толпе в зале выдачи багажа у мертвых транспортеров, по информационным табло которых вместо номеров рейсов показывали рекламу.

     Что я вынес из этой поездки – конечно, отдых и впечатления, конечно, знания и некоторое начальное понимание, что такое парусная яхта, и с чем ее едят. А также, что Турция это не гибрид дешевого курорта и Черкизовского рынка, а интересная страна с замечательными людьми и красивой природой.

 

     Михаил Ревзин ,
     специально для Сигарного портала            

     Фотогалерея

Оцените статью