«Арктика – миссия добра»

Записки афисионадо
В апреле Игорь Коровин, Санкт-Петербургский сигарный клуб «Лошадиная сила, депутат Законодательного собрания Петербурга, стал членом историко-культурной экспедиции «Арктика – миссия добра», которая стартовала из Туристического культурного центре Ненецкого автономного округа на остров Вайгач. Сегодня Сигарный портал публикует фото и хроники поездки от первого до последнего дня, предоставленные Игорем Коровиным.

  В апреле Игорь Коровин, Санкт-Петербургский сигарный клуб «Лошадиная сила, депутат Законодательного собрания Петербурга, стал членом историко-культурной экспедиции «Арктика – миссия добра», которая стартовала из Туристического культурного центре Ненецкого автономного округа на остров Вайгач. Сегодня Сигарный портал публикует фото и хроники поездки от первого до последнего дня, предоставленные Игорем Коровиным.

  «Участникам экспедиции предстоит пройти 1400 километров, 230 из них по льду Баренцева моря. Путешественники отправятся по маршруту 1898 года Александра Борисова – исследователя Арктики, писателя и общественного деятеля. Путь Борисова пролегал от Пустозерска через исторически и культурно значимый для коренных народов остров Вайгач, на северной оконечности которого располагается полярная станция имени Федорова. Это был один из основных путей освоения Русской Арктики оленеводами, рыболовами, охотниками.

  В этот раз исследователи намерены дойти на снегоходах до станции Федорова и вернуться в Нарьян-Мар примерно через две недели. А книгу Борисова «У самоедов», написанную по итогам того исторического похода, участники экспедиции взяли с собой, чтобы сравнить впечатления. Среди участников экспедиции — потомственный ненецкий шаман Коля, он же Николай Талеев. Зло, собранное шаманом во время недавней поездки в Петербург и в других местах Большой Земли, Коля захватил с собой и намерен доставить на Вайгач, откуда оно уже никогда не вернется назад.

  Экспедиция прибыла к нефтяникам «Лукойла», на Южное Хыльчуюское месторождение. Здесь исследователи смогли отдохнуть и пополнить запас горючего.

  Коля Шаман обошел хозяйство нефтяников, и, прислушавшись к голосу Земли, сказал, что запасы нефти на месторождении больше, чем принято полагать, и что нефтяники будут здесь успешно работать еще долго. Зла у нефтяников Коля не нашел: как известно, собранное зло Коля берет с собой и намерен доставить на Вайгач, откуда оно уже никогда не вернется назад. После отдыха экспедиция отправилась дальше.

  Среди участников – путешественник и краевед Андрей Николаев, директор Ненецкого краеведческого музея и глава регионального отделения Русского географического общества Иван Хозяинов, руководитель Ненецкой организации скаутов Алексей Бажуков, журналист Владимир Почечикин, а также известный далеко за пределами округа потомственный ненецкий шаман Коля. По приглашению Коли присоединился к походу и депутат Законодательного собрания Петербурга Игорь Коровин.

  На третий день экспедиции, проходящей по маршруту путешественника Александра Борисова, исследователи оказались в том самом месте, которое описано у Борисова в его книге «У самоедов». Именно здесь художник решил найти оленеводов и их стада. Переночевав в полевых условиях в чуме, который они прихватили с собой, участники экспедиции попили чаю и продолжили путь. Сегодня перед ними стоит та же задача, что и когда-то перед Борисовым – найти оленеводов и поговорить с ними о жизни. 

  Экспедиция остановилась для пополнения запасов топлива на Южно-Хыльчуюском месторождении, после чего подходит к окрестностям месторождения им. Титова.

  Во время остановок Коля проводит ритуалы в местах, где их давно уже никто не проводил, а также наблюдает за окружающей природой. Он уже встретил на маршруте 237 зайцев и несметное количество куропаток.

  Сегодня Коля решил вступить в Российское Географическое Общество, представитель которого также участвует в экспедиции. Над снегоходом директора Ненецкого краеведческого музея Ивана Хозяинова плещется флаг РГО – ведь он является главой  регионального отделения этой организации.

  Против желания шамана не возражают и другие члены экспедиции. Вероятно, вечером за чашкой чая исследователи обсудят вопрос о вступлении Коли в РГО, и, не будучи шаманом, можно предсказать, что решение будет положительным.

  Историко-культурная экспедиция «Арктика – миссия добра» прошла уже 680 километров от Нарьян-Мара и добралась до полярной гидрометеоргологической станции «Белый Нос», расположенной на берегу Баренцева моря.

   По словам Матвея Чупрова, полярники встретили гостей хорошо, напоили их и накормили.

  Просторы Севера все дальше влекут участников историко-культурной экспедиции, которые пересекли пролив Югорский Шар и оказались на острове Вайгач.

  Ненцы зовут этот остров «Вай Хабць», что в переводе означает «остров страшной гибели» или «земля смерти». Недобрая слава Вайгача связана, по местным поверьям, с нарушением человеком старинных святилищ, существовавших здесь с незапамятных времен. Одним большим святилищем фактически является сам остров.

  Исследователи на снегоходах ненадолго заехали в поселок Варнек, куда они еще вернутся для того, чтобы провести собрание местных жителей и узнать их мнение о создании на острове Вайгач заповедника.

Путешественники были на бывшей полярной станции Вайгач и в некоторых других местах священного для северных народов острова, встретились с Андреем Вылко, хранителем Семиликого Идола. Вылко ловит нерпу и ездит на собаках – в общем, ведет примерно тот же образ жизни, что и ненцы, описанные в книге художника Александра Борисова «У самоедов».

   Встретились исследователи и с оленеводами – оленей на острове сейчас немало, около 1200 голов.

  Как рассказал Матвей Чупров, тучи над островом расходятся, а на севере Вайгача открывается потрясающий вид на прекрасное заснеженное море. Вода к северу от Вайгача открытая – весна приходит и в эти края.

   Нескольких белых медведей видели сегодня участники экспедиции на острове Вайгач.

  Один их них ходит по полярной станции имени Федорова, так что метеорологам, снимающим показания приборов, приходится брать с собой оружие, чтобы при случае пугнуть зверя.

  Еще нескольких белых медведей участники экспедиции «Арктика – миссия добра» видели в других местах священного острова. На Вайгаче исследователи посетили одноименную полярную станцию, основанную еще в 1912 году. Интересно, что здание ее не разрушилось, так что будущим туристам, которые наверняка когда-нибудь захотят повторить маршрут, будет что посмотреть.

  Исследователи, путешествующие на снегоходах, заехали на остров Воронова – тот самый, куда больше 100 лет назад художник Борисов пришел пешком.

  Последние 20 километров перед станцией Федорова, говорят участники экспедиции, была очень плохая видимость, сильно мело. Но команда не отклонилась от курса и дошла до цели.

  Недобрая слава Вайгача связана, по местным поверьям, с нарушением человеком старинных святилищ, существовавших здесь с незапамятных времен. Одним большим святилищем фактически является сам остров – некоторые ученые считают, что именно здесь находилась легендарная Гиперборея.

  Шаман Коля совершил обряд возле одного из старых ненецких святилищ на острове Большой Цинковый, а после – в святилище на мысе Болванский.

  По словам Матвея Чупрова, они видели облако в форме человеческой руки. Шаман сказал, что это хороший знак – добро должно восторжествовать. 

   Вода к северу от Вайгача открытая, говорит Чупров, весна приходит и в эти края.

  Исследователи намерены провести на острове еще 4 дня. Они заедут  в поселок Варнек, где проведут собрание местных жителей на тему создания на острове Вайгач национального парка.

  Как рассказал Матвей Чупров, за дни, проведенные на Вайгаче, несколько раз группа пыталась добраться до главного ненецкого святилища, известного под названием «Дом Бога». Но погода на острове известна своим норовом, метель сбивала людей с маршрута, и чтобы не заблудиться в гибельном месте, экспедиции каждый раз приходилось поворачивать обратно.

  Вот что писал Борисов об этом святилище: «Мы направились туда. Еще задолго до места стали встречаться груды топоров, ножей и проч. Сами идолы лежали на двух высоких, огромных, известняковых столбах. Столбы эти отделялись от горы расщелиной, шириной в сажень, и на них можно было попасть благодаря только тому, что над этой страшной расщелиной образовалось из камней что-то вроде арки. Божеств и костей было меньше, и это меня поразило. Но самоед мне пояснил, что здесь приносить в жертву домашних оленей нельзя. «Здесь дом «Хая» (бога) и сюда можно приносить только голову откуя (белого медведя), да голову дикаря (дикого оленя). А с тех пор, как много стало людей на Вайгаче, дикари переселились, — ну, значит, и ходить сюда нельзя. А там, где мы были раньше, можно жертвовать и домашнего оленя…» 

  Правда, дикие олени на Вайгаче водятся и сейчас. По словам Матвея Чупрова, они видели следы этих животных, которые обитают здесь высоко на скалах.

  Группе, вышедшей с конечной точки маршрута – полярной станции имени Федорова, все же удалось добраться до того самого места, о котором писал Борисов. Шаман Коля тут же достал свой бубен и впервые с 1936 года провел ритуал за процветание всех ненецких тундр и всех ненецких родов, за то, чтобы и у людей, и у оленей все было хорошо.

  Сразу после ритуала солнце вышло из-за облаков, погода наладилась, и экспедиция направилась дальше, в поселок Варнек. Там шаману снова пришлось провести обряд очищения места, где часто разбиваются на снегоходах местные ребята. Об этом его попросили местные жители. Шаман пообщался с духами и попросил у них позаботиться об успокоении душ погибших.

  В поселке Варнек Коля задержался до полуночи – настолько велика была очередь местных жителей, желающих с ним пообщаться. В это время участники экспедиции обследовали окрестности и обнаружили в бухте вмерзшую в берег баржу с дизельным топливом. Андрей Николаев оценил запас топлива на барже в 300 тонн и сказал, что топливо уже подтекает, и если не принять меры, может случиться экологическая катастрофа.

   Как это бывает в здешних краях, хозяева баржи предпочитают оставаться неизвестными.

  Следуя по маршруту Борисова, группа пересекла пролив Югорский шар, и посетила старую, ныне закрытую полярную станцию, расположенную неподалеку. По словам Матвея Чупрова, станция хорошо сохранилась – так что если сюда надумают приехать туристы, им будет на что посмотреть.

  Одна из целей совершенной экспедиции – пополнить коллекцию Ненецкого краеведческого музея, директор которого – Иван Хозяинов – также принимает участие в походе. Краеведы привезут в Нарьян-Мар инструменты и другие объекты, которые им передали сотрудники полярных станций.

  Перебравшись на Большую Землю с Вайгача, группа заночевала на полярной метеорологической станции «Белый нос», а затем отправилась в Амдерму. В течение этой экспедиции группа провела немало времени с полярниками, собрала их мнения и вопросы, выяснила, чем им можно помочь.

  По дороге экспедиция заехала к месту, где Европа встречается с Азией. Там установлен памятный знак, который, как рассказывает Матвей Чупров, весьма непривлекательно выглядит. Члены экспедиции обсудили, что можно в связи с этим предпринять, и пришли к выводу объявить конкурс на самый лучший знак. Предлагается идея, что победителями конкурса должна стать пара европеец-азиат, и этот творческий дуэт должен предложить свое красивое и оригинальное решение. 

  18 апреля в Туристический культурный центр Ненецкого автономного округа вернулась историко-культурная экспедиция «Арктика – миссия добра». Экспедиция, продолжавшаяся ровно две недели, выполнила и перевыполнила поставленные задачи. Планировалось, например, что протяженность пути составит  1400 километров, но исследователи прошли около 1700 км по маршруту Нарьян-Мар – остров Вайгач – Амдерма – Нарьян-Мар.



Оцените статью