100 Великих Городов Мира: Флоренция. Часть II

Записки афисионадо

    Можно ли изучать историю по капеллам в церквях? Можно! Если только вы во Флоренции. И это куда достовернее и увлекательнее, нежели по сухим учебникам с набором дат и событий…

 

     Как изучать историю на церковных капеллах.
    Можно ли изучать историю по капеллам в церквях? Можно! Если только вы во Флоренции. И это куда достовернее и увлекательнее, нежели по сухим учебникам с набором дат и событий… Монашеские ордена призывали меценатов принимать участие в украшении капелл. Это породило целое направление художников-рассказчиков, которые, следуя традиции Возрождения, изображали людей и городские пейзажи вполне правдиво. По фрескам на капеллах церквей нам теперь известны внешности многих знатных людей, членов их семей, интерьеры домов, костюмы и даже устройство музыкальных инструментов.

                                                                                   Церковь Санто-Тринита

 


Церковь Санто-Спирито


Что это – церковь или Третьяковская галерея? Картин больше, чем свечей…

     Никколо Макиавелли: гений вне места.

    Полтысячелетия царили его правила и инструкции в политике, в которых человеку отводилась роль животного. После отставки с должности секретаря республики, после того, как бурные события кипящего города выбросили его на задворки жизни, он стал вести размеренную жизнь, сочинять стихи и разговаривать с любимыми книгами. «С наступлением вечера я возвращаюсь домой и иду в свою рабочую комнату. У двери я сбрасываю крестьянское платье, все в грязи и слякоти, облачаюсь в царственную придворную одежду и, переодетый достойным образом, иду к античным дворам людей древности. Там, любезно ими принятый, я насыщаюсь пищей, единственно пригодной мне, и для которой я рожден. Там я не стесняюсь разговаривать с ними и спрашивать о смысле их деяний, и они, по свойственной им человечности, отвечают мне. И на протяжении четырёх часов я не чувствую никакой тоски, забываю все тревоги, не боюсь бедности, меня не пугает смерть, и я весь переношусь к ним» (из письма  другу).
    Как так получилось, что автор «Истории Флоренции», живший одновременно с двумя десятками гениев, совершенно не упоминал ни одного имени художника или скульптора, описывая жизнь Лоренцо Медичи? Как умудрился пройти мимо художественной жизни своего города? Это остается загадкой. Известный писатель-путешественник Питер Вайль в «Гении места» предположил, что так проявилась борьба современника с «Синдромом Стендаля», бывшем уже тогда… Можно согласиться, а можно просто принять автора наставлений для государей за человека совершенно безразличного к любым жанрам искусства. В таком случае мы имеем дело с «гением антиместа» или «гением вне места», не очень вписывающего в теорию почтенного Вайля.

«Я хочу попасть в ад, а не в рай. Там я смогу наслаждаться обществом пап, королей и герцогов, тогда как рай населен одними нищими, монахами и апостолами»

 

     Российский предприниматель: вся жизнь между львом и лисицей

Via Machiavelli. Начало улицы

Из всех зверей пусть государь уподобится двум: льву и лисе. Лев боится капканов, а лиса — волков, следовательно, надо быть подобным лисе, чтобы уметь обойти капканы, и льву, чтобы отпугнуть волков

 

  Принципы Макиавелли я начал внедрять в руководство своим маленьким предприятием по своему приезду незамедлительно.
    Цитат теоретика безжалостного и аморального правления оказалось более чем достаточно на все ситуации и случаи жизни в моем офисе. Помня, что «народ ничем не занятый, большей частью является орудием в руках смутьянов» первый мой призыв к служащим, ожидающим традиционных сувениров, вин и маечек из моих поездок, был подобен грому: «Господа, хватит спать! «с четками в руках своей работы (государства – НМ) не удержишь». Видя, что ошарашенные служащие продолжают пристально присматриваться к содержимому моей сумки, в добавление к сказанному и уже понизив голос, я продолжал: «Запомните, лодыри и дармоеды, что «расточая чужое, ты прибавляешь себе славы, тогда как расточая свое – ты только себе вредишь. Ничто другое не истощает (нашу фирму — АА) так, как это делает щедрость». Услышав из соседней комнаты смех завхоза, я подкрался к нему сзади и на ухо прошипел: «Почему ты смеешься, друг мой: потому ли, что тебе хорошо, или потому, что другому плохо?». Вспомнив, однако, что сам перед ним немного виноват, так как уже год откладываю обещанное повышение в зарплате, я все же набрался сил и выплеснул ему своё окончательное решение, снова цитируя флорентийского супостата: «Дружбу, которая дается за деньги, а не приобретается величием и благородством души, можно купить, но нельзя удержать». Так что закатай губу, друг, и помни, что отныне и навсегда девиз твоего босса: «Остерегайся злоупотреблять милосердием».

 

ФОТО ОСОБОГО ВНИМАНИЯ

     Собор Санта-Мария-дель-Фьоре
   Дуомо или собор Санта-Мария-дель-Фьоре – пик и вершина всего и вся – города, архитектуры, инженерной и эстетической мысли. Строительство собора было важным общегосударственным делом. Так как расходы предстояли огромные, все жители флорентийской коммуны были обложены специальным налогом, а папа римский заранее обещал отпущение грехов всем, кто жертвовал на строительство храма. Так, только через 175 лет после дня закладки первого камня собор был завершен. В XV веке Флорентийский собор являлся самой большой церковью в Италии. Он вмещает 30 тысяч человек. Его протяженность составляет около 150 м, ширина – 38 м, высота до верха креста – около 115 м. С Флорентийского собора берет свое начало архитектура новой эпохи. И несмотря на то, что во время ее развития, мастерам XV-XVI веков удалось превзойти образец, собор Санта-Мария дель Фьоре на века сохранил свое значение как памятник дерзкой человеческой мысли.

 

     Еще больше меня увлек интерьер Дуомо. Вот кое-что оттуда:

 Часы в Дуомо, идущие в обратном направлении…

Так и надо жить:  что ни день, то моложе!

 

Данте был первым чичероне (гидом) и относился к своему делу очень серьезно,

проведя своего подопечного через Рай, Ад и Чистилище.

   
    Синьория и Понте-Веккьо
    Это здесь Флоренция раз двадцать пыталась обрести свободу, и кровь лилась во имя конституции, которую невозможно было осуществить на деле.

Когда-то из этих окон вылетали несчатные, когда-то на их прочных рамах висели провинившиеся.

Тут же жгли на кострах.

 

Сегодня танцы на чужих костях – это самый пикантный вид дансинга.

       Андрей Зубенко,
       Калуга – Флоренция

Оцените статью