Виктория Радугина / Иностранка, часть III

Записки афисионадо

Владеть искусством жизни в разных странах — это значит, не только уметь перестраиваться уже в самолете, переводя часовую стрелочку. Гражданину мира (в последние годы это выражение приобретает довольно спорный, а то и вредный оттенок) нужен и свой собственный, особый «циферблат». Мимикрировать возможно только до определенного предела. После него нужно быть только самим собой.

Привычки и взгляды везде разнятся, иногда разочаровывающе. Бывает, чувствую себя иностранкой и в родной стране. По реакциям «не попадаю», акценты не там расставляются… Иногда хочется просто руками развести. Например, не хватает мне на Родине цивилизованных, легких, приятных отношений между коллегами, не стесненных рамками общих, плановых мероприятий. Ни к чему не обязывающих, не с определенными целями, а потому, что это здорово — разделить удовольствие от сигары ли, от хорошего вина, от новой мысли или старой шутки. Порадоваться просто присутствию людей, нечужих по родству интересов.

 

Улыбнуться от вовремя полученного пара-строчного, но ободряющего имэйла… Восходит ли ненужность здесь такого общения к советской привычке кучковаться только «по норам», зажатыми между холодильником и столом, вокруг теплого салата оливье и переполненной пепельницы? Уметь коммуницировать только при переходе на «ты», в нарушающих личное пространство друг друга условиях? Либо, наоборот, — будучи «собранными» на официозных ура-мероприятиях, порой выдающих желаемое за действительное? Третьего все нет… Наши люди ощущают себя по-прежнему «не в своей тарелке» в местах, наиболее, казалось бы, подходящих для встреч, — элегантных барах и кафе с отличной вытяжкой и расторопным сервисом. И — собственным выбором. Проведения досуга, персональной компании, естественной эмоции… Выбор — то, к чему наименее всего привычен до сих пор внутренне несвободный местный персонаж, с сигарой или без оной. Сигарники в странах, где я бываю, с удовольствием пересекаются в обеденное время на кофе и маленькую витолу (а если ланч не в спешке — хороша и робусто), или недолгую посиделку вечером вдвоем, втроем, четвером… Чтобы разделить теплый сигарно-висковый гедонизм с коллегой любого пола (и без двусмысленностей) и простодушно обменяться новостями или мыслями, поддержать приятное товарищество. Жизнь одна, неужели не стоит быть щедрее на искреннее человеческое общение, которое есть роскошь, как сказал Антуан де Сент-Экзюпери.

Всем известно, «геометрическое расположение» женской фигуры в пространстве социумов очень разнится. Нет, я не Жорж Санд, отнюдь. Удивляю и умиляю публику своими вопиюще-женственными выходками. Возьму да и пройдусь, например… Не ковыляя безлико, неся пару лишних кило в спортклуб, и не вышагивая с папкой бумаг и тупо-уверенным видом героини сериала о феминизме. А медленно прогуляюсь по спешащему, безэмоциональному и восхитительно-красивому (на мой взгляд) деловому беловоротничковому Лондон-Сити, качая бедрами и мурлыкая какой-нибудь мотивчик. Или нацеплю себе в волосы розу из вазочки на столе. Или начну прихорашиваться в витринное стекло. Или покраснею на деловой встрече, встретив серьезный взгляд с непозволительно красивыми глазами. Я не меняю привычку следовать своей обычной, эмоционально-радостной и слегка спонтанной гамме настроения. Ни там — где можно быть девушкой-своим-парнем, без осуждения и напряга, и даже когда очень тяжело или цейтнот, и костюм выбран в спешке, с ошибками (прямо-таки роковыми, судя по популярной российской передаче «Модный приговор»), и мэйк-ап с утра уже подосыпался, а все по-прежнему называют тебя «леди». Ни здесь — где местные догмы «приличного поведения» для женщины уж столь жестоко-требовательны, что она попросту не имеет права расслабиться, всегда предельно собрана во всех смыслах, всегда за все ответственна. Как сказала моя знакомая, преуспевший молодой дизайнер с уникальными узковатыми светло-лазоревыми глазами, по-кошачьи сощуренными из-под иссиня-черной челки (натуральной!): «Я в России должна каждый день что-то доказывать. То, что я умна, то, что я талантлива, то, что я красива. Е-же-дне-вно!»

 

Зато у российских мужчин более толерантное отношение к «нежелезобетонной» дамской психике. Неожиданные слезы с истерикой, повергающие «западника» в полный шок, наш мужчина переносит стоически и снисходительно, «наперевес» с широким плечом в помощь. Но вопрос — не на руку ли такая толерантность тем, кто еще раз сможет «вырвать» тонкий коврик какой-либо инициативы из-под высоких каблуков, мотивируя наглость тем, что дамы на них не устоят?.. Да и вообще, зачем доводить до истерик? Не лучше ли, наконец, отступить от привычного «битья своих»?

Возможно, это не так просто — быть свободным. Избавиться от неизменно довлеющей непонятно откуда, с неосознанного детства по седины, какой-то роковой неволи, и понять, насколько много вещей зависит просто от тебя. Посвятить большую часть внутренней энергии стремлениям своей человеческой органики, аутентики. Усилием воли широко открыть глаза, шире, чем диапазон вашего телевизора и всех других массовых форматов. А еще — перестать трусить. Ведь так же можно, пробоявшись, пропустить что-то гораздо более важное и прекрасное, чем привычный модуль существования и мировоззрения на отдельно взятом пространстве. Кто знает, где и кому зачтется… Может быть, самые удобные для проживания местечки в Раю даются как раз не тем, по чьей воле (читай: неволе) что-то не состоялось, не изменилось, и кто-то не спасся, а наоборот — мятущимся и неказисто ошибающимся, зато искренним, зато думающим, смело пытающимся расти. Стать немножко артистом, художником самого себя и своих жизненных пейзажей. Потому, что часто личности искусства и художественные натуры и есть те, кто всегда немного выше любых локальных норм, догм, правил. Немного иностранцы.

Стараться следовать себе и здравому смыслу в его человеческом понимании, не забывая банальное: «мы все здесь гости». А, меняя какие-то убеждения по ходу взросления или мудрения, не смущаться. Прощать себя «прежнего», возможно, даже иногда совсем чужого… Воспринимая жизнь как путешествие, а в путешествии перемены угла зрения и постоянные открытия — это нормальное явление.

© Виктория Радугина (Victoria Radugina),
cпециально для cigarinfo.ru

Часть I

Часть II

Связаться с автором

Оцените статью