Все стало серьезно: пора двигаться вперед, в прекрасное прошлое

Записки афисионадо
Мы начали этот разговор (да, речь о моей еженедельной колонке) уже почти десять лет назад. Сначала в таком разговоре все было просто: борцы с курением нагло врут и подло издеваются над ни в чем не повинными людьми, надо с ними разобраться и задавить их фактами. Но за это время мир сильно изменился, и наш разговор тоже должен поменяться.

Потому что вранье – это уже далеко не только о пассивном или активном курении. Врать, с опорой на новейшие интернет-технологии, научились с тех пор по вопросам всего человеческого существования, всей жизни на планете, и в громадных масштабах.

Издевательство над людьми приобрело масштабы мировой войны в гибридном единстве с мировой революцией. То, что начиналось с табака (а только ли с него?), дошло до полного разгрома человеческой жизни на немалой части планеты. И говорить сегодня о необходимости и реальной возможности уничтожения антитабачной кампании хотя и нужно, но этого уже недостаточно.

На мысли об этом меня навела публикация (еще январская) британского блогера под ником Legiron («ножные кандалы»). Называется она сурово, но справедливо: «Пути назад больше нет».

Этот человек, который в кандалах – часть массового движения сопротивления британским (и глобальным) запретам на курение. Сам – бывший ученый, видимо, довольно успешный, сейчас – издатель. Кстати, поскольку этот человек, борясь с антитабачниками, хорошо научился разбираться с фактами и враньем, то очень интересно читать его мысли по поводу происходящего на Украине – все он правильно понимает, или почти все.

И вот сейчас он, один из множества европейцев, терпящих холод, развал коммунальных услуг и прочие бедствия, мрачно заявляет: все, прежнюю жизнь уничтожили совсем.

Он говорит: и прежняя-то «нормальность» далеко не всем нравилась – пока она была, конечно. Допустим, мало кто доверял политикам – но люди верили в науку. А сейчас «ученые» думают только о том, даст ли тот или иной проект деньги спонсора или грантодателя; то есть науку убили.

Мы, говорит автор, потеряли веру в медицину и здравоохранение. И особенно сейчас, когда выясняется, что от «страшного» ковида умерло людей меньше, чем от сезонного гриппа. О прививках и вакцинах и говорить нечего, вера в них испарилась вместе с верой в медицинскую профессию.

Ушла вера в полицию – сначала она не давала людям курить на скамейке в парке, а потом просто сидеть на скамейке (да, если кто-то помнит — в порядке борьбы с вирусом в парки не пускали).

И все это потому, что некоторые люди решили, что нужно поменять будущее и силой заставить людей принять эти перемены.

Конец цитаты.

И что, собственно, в полной смене эпохи необычного? Когда это было, чтобы прошлое возвращалось? И, тем не менее, сколько раз в истории человечества одни люди миллионами убивали других именно для того, чтобы вернуть прошлое, вдруг оказавшееся золотым веком. Посмотрим, ради чего люди воевали в 40-е годы: чтобы выйти потом на набережную все той же реки в военной форме с медалями – но с той же женщиной в ее прежних нейлоне и шифоне. Вот ради этого воевали.

Век, когда не то чтобы все курили, но никто не мешал курильщикам получать свое удовольствие (а некурящих не травили за их странные предпочтения) – он был если не прекрасным, то нормальным. Он был радостным и человечным. Но суть проблемы в том, что вряд ли удастся вернуть эту нормальность отдельно – без возвращения всей прочей нормальности. Когда наука была наукой, а полиция не сгоняла со скамеек, и так далее по длинному списку.

Что получится в итоге – вопрос сложный, хотя как минимум в европейской истории была занятный пример такого же, как сейчас, полного разгрома и разложения средневекового общества: гибель и раскол церкви, нескончаемые войны, чума и прочее. Приблизительно 14-15 века. И людям захотелось назад. Куда? В великую Римскую империю.

К тому моменту очень немногие представляли себе, как выглядела жизнь в настоящем Риме и подвластных ему провинциях на пике их славы – допустим, в первом веке до или после Христа. Знали бы – им бы не понравилось. Нам сегодня тоже вряд ли захотелось бы там жить. Тотальная власть мужчины – хозяина дома – даже над жизнью и смертью членов семьи, как минимум с правом продажи провинившегося отпрыска в рабство. Развал этой семьи, бесконечные разводы и новые браки. Развал демократии, когда идущих голосовать подкупали не скрываясь, прямо на участке. Нескончаемые гражданские войны, когда власть захапывал тот, кого больше любили его легионы. И, наконец, полная гибель республики и череда императоров – не всегда хороших.

Но людям средневековья, знавшим, что у них «нет пути назад», захотелось еще больше назад. Они назвали это движение «эпохой Возрождения» — возрождения Рима, повторим. Они создали в своих картинах и скульптурах прекрасный мир свободных голых людей (после средневековой ненависти к человеческому телу), совершавших подвиги. Они заново воздвигли колонны и фронтоны и прочую скульптурную античность. И породили совсем новую эпоху, на Рим мало похожую, но бесконечно привлекательную – да, для нас, сегодняшних, тоже.

А значит, сейчас, в эпоху развала прежнего мира (мировая война одновременно с мировой революцией) нам, для начала, надо просто захотеть вернуться туда, куда хочется возвращаться. Построить, совместными усилиями, образ правильного прошлого/будущего, в деталях, чтобы было за что воевать. Люди, которые такое прошлое/будущее смогут изобразить, приобретают сегодня громадную ценность, их ждет хорошее завтра.

Те, кто уничтожает наш мир, почему-то надеются увлечь нас образом задавленной жизни в страхе перед какими угодно угрозами, страхе всех перед всеми, но жизнью «безопасной», если будешь слушаться. А выиграют люди, которые вспомнят грандиозную картину красоты той жизни – поездка по шоссе вдоль берега моря в открытой машине с только что соблазненной женщиной, с сигарой или сигаретой в зубах. Вспомнят и перенесут эту красоту в будущее.

В общем, есть ощущение, что эта колонка должна стать другой. Меньше внимания уделять доказыванию доказанного – что нам врали и над нами издевались по поводу нашего табака. И больше объяснять, как сейчас вернуться или уйти вперед в тот мир, где жизнь людей будет не обязательно как раньше, но обязательно человеческой.

Оцените статью