Сахар как враг номер два после табака

Записки афисионадо

И только я написал, а вы прочитали две моих колонки насчет того, почему кофе не табак (в разных смыслах), как появились новости о том, что для кого-то сахар – это тоже своего рода табак. То есть угроза и объект борьбы. И самое интересное не в том, как борются, а как проваливаются.

  Новость пришла из горячо любимой мною Малайзии. Там вот уже год как бесчинствует специфический и очень непопулярный министр здравоохранения. И с 1 июля, после того как он же продавил мимо парламента антитабачный правительственный указ, он ввел налог на напитки, содержащие сахар.

  Если кому-то интересно, то налог – на сумму в 10 американских центов на все упакованные напитки, если сахара там больше, чем 5 грамм на 100 миллилитров. В общем, не конец сладкой жизни, но…

  И, да, разговор о табаке тут немедленно и неизбежно возник – как еще одна иллюстрация к тому, что запреты проваливаются любые, на что угодно и где угодно.

  Один из авторов гонконгского, самого, видимо, уважаемого в Азии издания South China Morning Post сказал очевидное: да что же эти люди ничего не могут придумать, кроме запретов, даже не интересуясь – а работают ли они.

  А ведь не работают. Автор приводит два примера – Мексика и штат Калифорния, США. В обоих случаях ввели сахарный налог (в Мексике – в 2014 году). В обоих случаях потребление сладких напитков практически никак не сократилось.

  Теперь посмотрим, с какой конкретной целью такие налоги вводились. Конечная цель ведь — снизить уровни ожирения и диабета.

  Так вот, и по этой части сдвигов нет. Цитируются американские эксперты, рассказывающие, что на ожирение влияет несколько факторов. Это генетика, то, как мы спим, и какие лекарства принимаем. (Добавим, что здесь — «достижения» науки только на сегодняшний день, а что она будет думать завтра, особый вопрос, и вообще-то никто не знает, почему американцы и некоторые европейцы охвачены эпидемией ожирения).

  И сахарный налог делает ситуацию только хуже, потому что людям кажется, что вот они перестанут пить всякие вредные напитки, и этого достаточно.

  Трудно сказать, знали ли в Малайзии, что вводят провальную запретительную меру. Проблема с небольшими странами в том, что у них всегда налицо нехватка специалистов по всем мыслимым вопросам, поэтому они всегда как-то резко и неожиданно наступают на уже знакомые кому-то грабли. Такие страны всегда оказываются жертвами наднациональных лоббистских структур, типа Всемирной организации здравоохранения.

  А теперь к обещанному – насчет того, какая связь сахара с табаком. А дело в том, что умные люди в Азии немедленно заявили малайзийскому любителю запретов и «снижения доступности»: вы делаете с сахаром то же, что с табаком, и тоже выбираете уже не раз проваливавшуюся меру.

  Речь в данном случае о печально знаменитой «обезличенной пачке», то есть такой, где никаких следов красоты и гламура, и все пачки любых марок выглядят страшненько и одинаково. Тогда всем будет противно курить. В Малайзии эту штуку тоже хотят ввести.

  Мало того, что в других странах идея «обезлички» вводилась без всяких доказательств того, что она сработает. Главное же, что эта идея там провалилась. Прежде всего в Австралии, напоминает другая статья из той же гонконгской газеты. Австралийцы стали пионерами по этой части (2012 год), и…

  И именно с этого года число курящих пошло вверх. А сегодня, со всеми нужными поправками на рост населения и прочее, курит больше австралийцев, чем в 2013 году. Потом обезличенные пачки ввели англичане и французы (в 2016 и 2017 годах). И та же картина, то есть почему-то курить начали даже больше, или как минимум ничуть не меньше.

  Что это за люди, которые с воплями «надо же что-то делать» просто не мыслят своей жизни без того, чтобы всем вокруг обязательно что-то запрещать? Даже не пытаются выяснить, какой толк от запретов. И как бы даже не знают, что эти запреты точно не сработают.

  Завершая с темой курения в Малайзии, эта страна известна чем-то еще. А именно, самой – возможно – высокой в мире долей нелегальных сигарет. Это прямое следствие введения еще одной стандартной для ВОЗ и прочих запретителей меры – повышения цены на сигареты.

  Результат: сегодня 59% сигарет в стране нелегальные (то есть покупается в минуту одна тысяча таких сигарет), и бюджет лишился 3,3 миллиарда долларов.

  Но никакого воздействия на здравоохраненческую команду это не произвело.

  Теперь насчет ожирения. Малайзия – самая жирная страна, как минимум, в Азии, что видно простым глазом. Но есть одна маленькая тонкость ситуации, о которой в самой стране говорить небезопасно. Дело в том, что она очень многонациональная. В ней живут китайцы – и вот они никоим образом не жирные (на глаз и в среднем). Индийцы – и тут уже талии заметно больше; добавим, что местные выходцы с Индостана по большей части мусульмане. А большая часть населения – малайцы (опять же мусульмане). И вот тут по части толщины все очень даже налицо.

  Повторим: вот попробуй, скажи в этой стране, что как-то связанные с религией особенности поведения могут иметь значение большее, чем сахар как таковой. А особенности эти есть.

  Простой пример: в стране, окруженной морями, в стране, где повсюду тысячи бассейнов, вы в этих водах не увидите малайцев. Потому что ислам на его нынешнем этапе развития выступает за куда большую застенчивость по части собственного тела, чем другие религии. Поэтому быть толстым в этой и других странах не так стыдно, как показывать свое тело в скудной спортивной одежде. И вообще спорт там – телезрелище.

  Вот это – проблема, причем глобальная. Так ведь ее решать очень сложно, проще сделать сахар дороже, хотя это и бессмысленно.

   Дмитрий Косырев

Оцените статью