Проблема черного презерватива, или можно ли устраивать праздники

Записки афисионадо
Российское сигарное сообщество неожиданно прошло через эпизод, который совпал с тем, что так или иначе переживается и обсуждается всей страной. Это – дискуссия на тему «время военное: праздновать или нет», которая в нашем конкретном случае вылилась в сильно приглушенное по стилю Центральное сигарное событие года, ежегодный ноябрьский праздник.

А именно, сработала идея – в вечерних костюмах не приходить, за столами не сидеть и есть стоя или ставить тарелки на маленькие столики, музыку оставить, но приглушить… То есть все равно как бы праздник, но как бы наполовину.

Моя личная позиция: ребята, это классический случай с черным презервативом. Речь об анекдоте, весьма популярном году этак в 1900-м, когда множество российских франкоязычных персонажей четко знало, как произносится слово шляпа – chapeau, или «шапо», и презерватив – capote, или «капот», даже скорее «капо». (Кстати, резиновый прибор за истекшие годы во Франции несколько поменял самое просторечное из названий, публика называет его сегодня по-другому, но не будем усложнять). Итак, шапо и капо. Теперь сам анекдот.

Русскому в Париже пришла необходимость отправиться на панихиду и кладбище, и он отправился в магазин, за черным цилиндром, полагающимся к случаю. Но у продавца, по дикости и неграмотности своей, потребовал не «шапо нуар», а «капо нуар».

Тот задумался, забормотал что-то типа «сейчас поищем», но потом спросил: месье, а пока я ищу, не расскажете ли – зачем вам такая штука понадобилась?

Ну, отвечает тот, понимаете, у моей знакомой умер муж…

«О, месье, как это тонко!» — восхитился продавец.

Так вот, в нашем случае оно, конечно, было тонко, но… лично я считаю, что в военной обстановке праздник – это особая ценность, праздник – это оружие, это чтобы знали, какую жизнь защищаем. И надо было праздновать не наполовину и с оглядкой, а по-настоящему.

Но есть люди и с другим мнением. А поскольку они его высказывают довольно активно, только что прошли опросы общественного мнения всей страны насчет того, праздновать ли Новый год как обычно – с миллионом огней, музыкой и прочими увеселениями на улицах городов. Результаты интересные. По России в целом народ, по данным ВЦИОМА, большинством в  75%, заявляет: да еще как праздновать! Как раньше, а то и еще громче.

А вот в двух известных селах Гадюкиных, в Москве и Петербурге, губернаторы застеснялись, устроили свои опросы , и в частности в Москве получилось: 81 процент москвичей говорят, что новогодние мероприятия отмечать можно и нужно. Улицы должны быть украшены, как и подобает столице самой большой страны мира. Но… при этом наиболее популярным оказался не первый пункт опроса, а второй. То есть в этот раз стоит исключить массовые концерты и салюты, а вырученные от проведения мероприятий средства направить на поддержку участников специальной военной операции — так высказались больше половины (52%) респондентов.

Кстати, мелькали не очень громкие заявления Минобороны насчет того, что там никакой материальной поддержки не просили, та же Москва и без новогодних праздников это делает, и не она одна.

Что там в Питере – отдельный вопрос, отметим лишь, что вслед за столицами заколебались одни регионы, а другие их примеру не последовали. В общем, разброд и шатания.

Можно было бы сказать, что если большинство хочет праздника, то и нечего заставлять людей покупать черный презерватив. Но все чуть сложнее. Мы (все) оказались в центре действительно полезной дискуссии о том, как жить в военное время. Одни пытаются нам это предписывать – например, редакция «Известий», снабдившая довольно деликатно выраженное мнение одной из авторш вот таким подзаголовком: «эксперт по коммуникациям Екатерина Мовсесян — о том, насколько этично отмечать Новый год в нынешней обстановке и какой формат допустим». Что значит «допустим»? Кем допустим?

Но лучше посмотреть на выдержки из умной статьи Сергея Миркина, журналиста из Донбасса.

«В 2014 году я видел у нас в Донецке немало людей, которые пытались абстрагироваться от войны, старались жить так, как будто ничего не происходит – даже тогда, когда город обстреливали, вокруг погибали люди, происходила бойня в аэропорту. Но война всё равно тем или иным путем врывалась в их жизнь, и от этого людям было только больнее».

«Но еще очень важно не позволить усталости от событий и связанной с этим депрессией поглотить себя. То, что признаешь СВО как данность, вовсе не означает, что нужно поставить крест на всей своей жизни. От мыслей об этом нужно отдыхать. Если есть возможность позволить себе пойти в ресторан или театр – нужно идти. Не нужно избегать общества друзей, наоборот, нужно общаться с людьми… Помню, какое впечатление летом 2014-го на меня произвел свадебный кортеж в Донецке. Помню, я смотрел на него и улыбался: а жизнь-то продолжается, несмотря ни на что!».

Однако… «Другой вопрос, что выражение «пир во время чумы» существует не зря, у всего есть мера. У нас в Донецке давно уже неприлично закатывать шикарные банкеты и выкладывать в соцсети фото с дорогих курортов (даже если вы там и были). Просто если у тебя есть лишние деньги – почему ты их не потратил на помощь солдатам или обездоленным, тем, кто лишился дома из-за обстрелов ВСУ, тем, у кого погибли кормильцы? Нормальный же вопрос, он родится в голове любого вменяемого человека».

И еще раз однако: «В сложные времена уныние – это страшный внутренний враг, и с ним надо бороться. И я знаю – как. Активной позицией. Просто задайте себе вопрос: а что я отвечу детям, когда они спросят меня – что я делал во время СВО? И попробуйте ответить на него прямо сейчас. Если вы не готовы записаться в добровольцы (из меня, например, боец никудышный), то помогите деньгами (главное – надежным людям), которые собирают на коптеры или амуницию для солдат. Или на медикаменты… Всем сейчас трудно. Нет ни одного человека, которому легко. Но важно, чтобы жизнь не прошла мимо. Важно быть со своей страной в ключевой момент ее истории. Так я думаю, живя в условиях войны уже почти девять лет».

В общем, с одной стороны – с другой, и «у всего есть мера». А какая? Да, мы не умеем себя правильно вести в таких ситуациях. Но еще меньше это умеют те, кто боится праздников, когда праздники нужнее всего. Кстати, о других праздниках – новогодних, уже в нашем сигарном сообществе: что, опять все будем размышлять, как бы их и устраивать, и не устраивать одновременно?

Оцените статью