Пришел ко мне защитник мой, Шапиро-старичок

Записки афисионадо
Полностью эта строчка звучит так: пришел ко мне защитник мой, Шапиро-старичок, сказал – не миновать тебе расстрела: народная классика. В данном случае мы имеем дело с относительно молодым и бодрым британцем Гарри Шапиро, который ведет никотиновый блог на вейперском сайте nicotinepolicy.net.

И в своем посте номер 119 он с большим знанием дела описывает, по сути, что такое брежневизм. То есть застой системы. А конкретно — как выглядит внутренняя механика работы такой системы, когда всем понятно, что проект провален, цели не будут достигнуты никогда, остается всеми силами поддерживать пока видимость нормальности.

Вообще-то про Брежнева Шапиро не знает ничего. Зато понятно, о чем он знает хорошо. О любимой нами Рамочной антитабачной конвенции, штабе плохих людей, которые с нами как бы борются – уже по принципу «надо же что-то делать».

Вот некоторые из наблюдений Гарри за тем, что сейчас происходит в Женеве, где в ноябре при штаб-квартире ВОЗ та самая РКБТ собирается провести свое очередное заседание глобального масштаба (а как же – надо ведь, ну, вы поняли).

Первое – он вспоминает, как конвенция заключалась. Набежали делегаты в основном из американских антитабачных организаций (стоп, Гарри, ведь США не входят в РКБТ – но тем не менее набежали). Прочие делегаты из разных стран заботились о том, чтобы не обеспокоить своих боссов из минздравов по всему миру, поэтому подписались там, где им было указано. Вот этими, американскими активистами.

Хорошо, что дальше? А сегодня у нас, и это второе, ситуация, когда многие страны-подписанты вспомнили, что вообще-то не обязаны рекомендации конвенции выполнять. И от этой темы как бы отключились – если говорить о высоком уровне.

Поэтому дело находится в руках здравчиновников среднего или низового уровня, они всем и крутят, потому что ни в одной стране мира борьба с никотином не входит в приоритеты. То есть борцы с курением, повсюду, зависли в какой-то серой зоне – их не пускают в высшие сферы, зато сферы эти не сильно присматриваются к тому, что тащат им из этой их Женевы и прочих подобных мест.

Добавим к размышлениям Шапиро: вообще-то есть страны, где борьба с никотином – серьезное несчастье, поскольку создала настоящие катастрофы. Но даже в этих странах есть немало других катастроф, поэтому и там до сих пор власти не сильно интересуются, чем заняты их борцы.

Но для борцов, продолжает наш автор, все не так. И тут появляется третий фактор: эти мелкие и средние бюрократы привыкли к поездкам в Женеву и т.д., это для них часть жизни и карьеры, и не забудем про мелкие заработки – командировочные плюс бесплатные угощения за счет Блумберга или взносов их страны в ВОЗ.

То есть одно из самых страшных преступлений нашего века, борьба с курением, сегодня совершается мелкотой, на которую серьезным людям не очень хочется обращать внимание. И никому не хочется вслух признавать, что пакость эта пришла в застой и развал. Всем было уютно и беспроблемно. До недавних пор.

И тут, пишет Шапиро, пришел вейп, нагревательный табак и прочее. И началось четвертое – необходимость для фанатиков начать все заново, повторить всю историю с курительным табаком уже в применении к вейпу, включая массированное вранье. И застой в ВОЗ сменился бешеной активностью. Пока что активность эта шла за закрытыми дверями – например, на секретных встречах некоего Глобального форума по регулированию табака. Или на «глобальных консультациях» по этой же проблеме. Все эти собрания работали в той же Женеве в июне и июле, и – что важно – там были представлены только некоторые, проверенные страны (точнее, проверенные люди оттуда). А потом плоды их трудов будут предложены уже всем этим мелкосредним чиновникам, прикормленным в РКБТ. Это будет в ноябре, когда будут проталкивать новые запреты, по большей части на вейп. Чиновники потащат их домой, а тут Третья мировая война, не до табака – кто-то уровнем выше авось согласится.

Пятое: писки насчет того, что пора взять ВОЗ обратно под национальный контроль всех участников, иногда раздаются. Например, со стороны бывшего гендиректора этой конторы Роберта Биглхола и других. Но это по сути означает необходимость серьезной ревизии всей конвенции и ее результатов, а тут – смотри выше – война и прочее. Это что, по сути принимать новую конвенцию или просто закрывать антитабачную лавочку? Да пусть разваливается и дальше сама.

И шестое, последнее. Похоже, что теперь каждая страна будет просто информировать ВОЗ о своих наработках насчет всяческого вейпа, невзирая на протесты этой конторы. Так поступают англичане, шведы, норвежцы, японцы, новозеландцы, филиппинцы.

Добавим: а раз так, то ничто не мешает нашей или какой угодно стране без шума пересмотреть жалкие результаты борьбы с курением как таковым и от лишнего отказаться.

Но, опять же исходя из опыта функционирования и развала советского проекта, так же как из опыта прочих провалов, можно предположить много вариантов дальнейшего хода событий.

В США, например, события эти развивались по очень острому сценарию – речь о «сухом законе» первой половины прошлого века. Страна, попросту, оказалась перед фактом перехода власти к мафии. У нас такого не наблюдается. Так что резкого, как при Рузвельте, отказа от всего провального проекта ожидать сложно.

Такой же сухой закон в России стартовал ровно накануне Первой мировой, внес свой вклад в проигрыш этой войны и уничтожение государства – а дальше был тихо отменен уже большевиками в порядке признания давно совершившегося факта. Тогда этот запрет на спиртное уж точно не был главной проблемой страны.

Третий вариант: андроповский, сначала ужесточение провалившейся системы, а только потом ее демонтаж. Реален такой вариант? Почему нет. Собственно, ноябрьское заседание в Женеве может по этой схеме и развиваться.

Ну, а пока разные правительства показывают чудеса изобретательности по части имитации прежней политики. Вот в Великобритании честно решили заменить табак вейпом, но поскольку табак не отменяется… Сначала была идея: а давайте писать о вреде курения уже не на каждой пачке, а на каждой сигарете. Потом эта инициатива затихла, зато только что появилась новая. В каждую пачку вкладывать – вдобавок к надписям и страшным картинкам на обложке – еще бумажки с портретами кино- и спортивных звезд, как и героев всяких войн, с соответствующими призывами. А что, можно и так…

Оцените статью