Было так: президент… не Андрей Лоскутов, а вовсе даже Владимир Путин… отправился на север этой страны, в Пекин и Харбин. А нас китайцы отправили в те же дни на юг, в две самые развитые и теплые приморские провинции, Гуандун и Фуцзянь. Первая – это где под боком Гонконг, а вторая – где Тайвань.
Мы – это довольно странно подобранная группа, в основном журналисты-аналитики из центральных изданий, но еще юный и полный сил директор Музея Ленина в Горках, плюс умная дама из Института востоковедения. В нормальной обстановке мы бы сидели (или стояли в телестудии) и давали бы комментарии по поводу визита Путина, но жестокая рука Пекина лишила страну наших знаний и отправила нас за удовольствиями на юг. Вот об этих удовольствиях и напишу. Точнее – о том, как Китай прокладывает миру путь в новую эпоху, и хорошо ли это. То есть дальнейшие заметки будут философскими. С общей мыслью – а надо ли нам туда.
Первое – где курят. Раньше – везде. Сейчас – полный хаос. В Гуандуне все плохо. Первый отель – «Хилтон», там грозили штрафом в тысячу юаней, это много. Второй – просили не курить (я курил везде). Дальше была уже Фуцзянь, там можно везде, стоят пепельницы, в общем – рай. В пекинском аэропорту курительных комнат нет, но вейп в туалетах – сколько угодно. Все странно. Китайские сигареты великолепны, из иностранных – ковбойская радость плюс британские 555. Последние курил беспрерывно Дэн Сяопин, это для страны сегодня вроде бога, который избавил ее от наследия Мао Цзэдуна.
И до того доизбавлялся, что Китай – ну, то есть его приморские провинции – это гламур, а бывшие азиатские тигры с драконами – вчерашний день. Да-да, речь о Тайване, Сингапуре и прочих. Отели в Китае – это блеск и величие, они новенькие и сияют. Дороги потрясающие. Женщины одеты невероятно (мужчины – хреново). Да, а если говорить о какой-то там Европе с Америкой, то там и вообще все плохо – обшарпанное, упавшее, вчерашнее. Оттого американские гадюки и пытаются Китай давить, да только не сильно удачно.
Страна охвачена восторгом от новых технологий. Карточкой вы там уже почти нигде не заплатите, это для них каменный век, терминалы выброшены. Платят по QR-коду, или ладонью, или мордой (система распознавания). Банкоматов мало. Они ведь денег стоят, а смысл?
Но хорошо ли это? Мне было не по себе. Ощущал себя безденежным и устаревшим. Размышлял о том, а что вообще такое деньги. И приходил к выводу, что лучше всего были золотые динары и серебряные дирхемы. А в нынешней системе есть что-то эфемерное и несерьезное, что может быть отнято нажатием кнопки.
Насчет кнопок: преступности почти нет, везде камеры. Но нет и не было «социальных рейтингов», китайцы о таковых даже не слышали. Это проходил такой слух, что камеры все видят и присуждают баллы – за добрые дела, или отнимают баллы за переход улицы не там. Якобы без нужного рейтинга не продадут билет на сверкающий скоростной поезд, и вообще будет плохо. Так вот, этого не было и нет, но три года жутких карантинов были. Правда, они довели даже эту спокойную страну до взрыва (были бунты), а сейчас она еле отходит. Кстати, свихнувшихся в масках очень-очень мало.
Теперь насчет автомобилей. Это острая для Китая тема – как раз в дни нашей поездки США ввели против электроавтомобилей из Китая стопроцентные тарифы, и давят это дело без пощады.
Дальше, с сокращениями, цитирую свой, уже опубликованный материал на эту тему.
— Да мы давно уже сделали опытный образец электромобиля-робота, человека там не нужно, — говорит один из членов вдохновенной китайской команды инженеров из предприятия-лаборатории в провинции Гуандун. Первые буквы названия предприятия – AI, искусственный интеллект. Здесь сложное и очень китайское явление: один из мозговых центров для всего автопрома страны, автопрома, безумно увлеченного идеей создать какое-то принципиально новое авто. И ведь получается.
Что такое технологическая революция? Это когда человек за рулем уже не нужен, робот с искусственным интеллектом и сам справится с дорогой (хотя, добавляет наш инженер, законы страны такого пока не позволяют). Более того, сама идея автомобиля теперь выглядит не так, как раньше, потому что человек может заказать его примерно как пиццу – объяснить, какая именно начинка машины ему нужна. И ее сделают, без особых затрат и наценок, на том же предприятии, где с конвейера сходят и совсем другие авто. Кстати, посмотреть на этот конвейер (и на нашу делегацию) можно на видео, сопровождающее публикацию в местных СМИ. На видео хорошо заметно, что там, внизу, собирают разные машины, и роботов, делающих это, такая ситуация совсем не напрягает… По сути, это новый автопром.
Интересен метод работы, который западные конкуренты называют государственным субсидированием производства. Но это вовсе не субсидирование, а более тонкая политика. Лаборатория открыта в 2017 году, она государственная. Существует по принципу «фундаментальная наука – это когда ученые удовлетворяют собственное любопытство за государственный счет». Но великие изобретения часто вот так и делаются. И они, в данном случае, продаются отсюда уже за деньги множеству прочих, частных предприятий, которых в автопроме Китая пока что около семидесяти: прекрасный хаос, по итогам развития которого, однако, выявятся позже мировые гиганты.
Вопрос в том, сможет ли этот стиль понравиться всему миру или его части, изменить мир так, как это сделала прежняя, западная технологическая революция 20-30-х годов (появились стиральные машины, холодильники, гражданская авиация). Хорошо это или плохо, что человеческая жизнь меняется как-то уж слишком бурно? Всем ли в мире понравится стиль жизни нового века, и не внесет ли кто-то серьезные поправки в идеи, исходящие сегодня из Китая, с его одержимостью техническим модернизмом? Это вопрос о том, каким будет будущее. Но сегодня уже точно видно, что определять его будет не Запад.
В виде послесловия к длинной цитате: а попросту хреново это все. Автомобиль – это свобода, это удовольствие, а тут оно исчезает, ты его не ведешь, а наоборот. Захотелось винтажного авто с ручной коробкой. И еще: китайцы умеют составить такое расписание поездки, чтобы загнать человека до смерти. Девять дней – восемь городов, восемь отелей. Жратва – лучшая в мире, но образ счастья у меня точно не такой.