Как выглядит стандартный борцовский эфир между «нашими» и антитабачными маньяками? Опыта на этот счет уже сколько угодно, в том числе удачного. Как его изложить? А вот был такой святой Иоанн Дамаскин, идеолог раннего христианства, который однажды написал вымышленный диалог христианина с магометанином. С целью, понятно, подготовить собратьев к идейным битвам и снабдить их неопровержимыми аргументами. В финальных строках этой теологической дискуссии христианин (то есть сам Иоанн), конечно же, побеждает, а магометанин уходит, погруженный в задумчивость.
Последуем примеру умного человека. Все или почти все фразы в тексте — из реальной практики. Персонажи нашего не диалога даже, а многолога — собирательные. Сходство таковых с реальными людьми, если имеется, чисто случайное. При написании многолога ни одно животное не пострадало, хотя некоторые рычали и кусались.
Ведущий: итак, представлю участников дискуссии…
Антитабачный активист-1: минуточку, а давайте я за вас кое-кого представлю. Напротив нас сидят наймиты табачных компаний, отравители, люди, у которых руки по пузо в крови.
Защитник прав курящих- 1: а у вас руки в химическом порошке от таблеток американских фармацевтических компаний. Это не вам «Пфайзер» на днях премию выдал, с формулировкой — за принятие в России самого жесткого антитабачного закона?
Защитник прав курящих-2: да-да, вот вы расскажите, зачем американской медицинской отрасли давать премии за этот ваш закон? Может, расскажете, в интересах какого лобби он принимался?
Ведущий: ну, раз уж две стороны сами друг друга представили аудитории, то вот тут у нас вопрос от Маши из Ростова: как мне вылечить мужа от курения? Пожалуйста, доктор, это к вам.
Антитабачный активист-2: я нарколог с большим стажем и прежде всего хочу сказать, что по всемирно признанной классификации ВОЗ все курящие — опасные токсикоманы третьего вида, поэтому за свои слова и действия не отвечают. Наша клиника готова принять, уважаемая Маша, вашего мужа… Заметьте, для него и прочих пациентов это бесплатно…
Защитник-2: да-да, вы уже и в России присосались к бюджету. Который наполняется и вашими, Маша, налогами…
Защитник-1 — защитнику-2, довольно громко: пусть он говорит.
Активист-2: вашему мужу придется провести в клинике не менее трех дней, сдать анализы…
Защитник-2: без права переписки…
Защитник-1, с шипением: пусть он говорит! Пусть все видят, кто борется против курения и зачем им это нужно.
Активист-1: а вы, конечно, хотите, чтобы муж Маши курил и дальше. Вам за это хорошо заплатили табачные компании.
Защитник-2: а кто я такой, чтобы решать за взрослого мужа Маши, курить ему или нет? Кстати, а вы кто такие? Вы — государство? Вы — лоббисты и сектанты, которые выдают себя за…
Активист-1: так, ну вот что. На вас мы подали иск в прокуратуру, чтобы она разобралась, кто вам платит. Но вообще-то с вами вот как надо…
(Активист-1 встает, приближается к Защитнику-2 и начинает угрожающе перед ним раскачиваться).
Защитник-1, мечтательно: а пока наш уважаемый оппонент тут танцует, я заполню паузу напоминанием о том, кто перед нами. Выскажу, так сказать, базовые вещи. Антитабачное движение — совместный проект американского медицинского лобби и полусумасшедших антитабачных активистов…
Ведущий — Активисту-1: вы или сядьте, или я применю высшую меру — объявлю рекламную паузу!
Активист-1, мрачно бормоча, движется на место.
Защитник-2, Активисту-2: а вы, кстати, кто такой, чтобы решать за мужа Маши, курить ему или нет? Да мы (страшным голосом) вас за мужа Маши…
Ведущий: а кстати, доктор, хороший вопрос… Если я курю, у меня есть права или нет? Я могу отказаться от вашего лечения?
Активист-2, досадливо крутя головой: я не понимаю, что здесь вообще происходит. Две стороны, обе на равных условиях, вот эти люди говорят что хотят, как будто они — это мы. Вы нарушаете закон. Вы должны бороться с курением, а вы даете этим людям пропагандировать курение. На государственном канале!
Защитник-1: не понял, это зачем нам надо пропагандировать курение? В каких целях?
Активист-1: спросите у табачных компаний, которые вас сюда послали, а то денег не получите.
Защитник-2 (ехидно смеется, обращаясь к Защитнику-1): а я понимаю, о чем речь. Это мы самим фактом своего существования пропагандируем курение. Тем, что мы такие, как бы это сказать, на вид неплохо выглядящие. Умные и в чем-то симпатичные.
Защитник-1: ага, хотя вообще-то у меня все признаки недоношенности, связанные руки и плохая кожа лица…
Защитник-1 и Защитник-2 радостно смеются.
Ведущий (бодро): курить или не курить — вот в чем вопрос, но в сегодняшней нашей беседе мы вышли далеко за рамки этой простой проблемы. Ответ на нее даст сама жизнь.
Активист-1 и Активист-2 переглядываются и одновременно бормочут: бесполезно… Покидают студию, погруженные в задумчивость.
Дмитрий Косырев