Общественное здравоохранение и принципы реанимации доверия к нему

Записки афисионадо
Когда морально рушится система (в данном случае общественное здравоохранение – да, в России тоже, как этот факт ни замалчивай), то надо ее спасать. Спасать – значит не только сказать, что пошло не так (мы в целом это знаем), но и внятно, пункт за пунктом, объяснить, а как жить дальше.

Такой объясняющий документ появился. Не у нас, а в США и прочем англоязычном мире. Но нам было бы не вредно, чтобы он был прибит к дверям всех наших учреждений здравоохранения, как тезисы Мартина Лютера. Его, этот документ, полезно также было бы обсуждать у нас всем, кто хоть как-то причастен к медицине.

Ну, а пока что я просто о нем расскажу, со ссылкой на исходный текст целиком. Он называется «Этические принципы общественного здравоохранения». Мог бы еще в заголовке уточнить –принципы те, какие должны быть, а не те, что пока есть.

Авторы и вдохновители вам более-менее известны, в этой колонке они упоминались и цитировались неоднократно. Это ученые с мировым именем в области вирусологии и вакцинации, а также специалисты по организации все того же общественного здравоохранения. Доктор Скотт Атлас, который мог бы, но не успел спасти Америку от «ковидной перезагрузки» на посту главного советника Дональда Трампа по этой части, или профессор Мартин Кулдорф из Гарварда, или… в общем, вся команда, которая еще в начале 2020 года предупреждала: не делайте этого, никаких локдаунов, масок и насильственного вакцинирования. Потом выяснилось, что они в оценках оказались правы, потом… в общем, сейчас они создали Хиллсдейлскую академию за науку и свободу. Оттуда и документ, о котором речь. Сайт академии — вот он.

Сначала, как положено, академия дает диагноз. Во время пандемии было разрушено общественное доверие к самому институту общественного здоровья, да еще так разрушено, как никогда не случалось в истории человечества. Косвенно было также подорвано доверие вообще к любой правительственной политике. Выбранные методы академики называют «извращенными» и «морально предосудительными» — молодцы. И рекомендуют начать восстанавливать порушенное – дело долгое, но необходимое, в том числе для сохранения человеческих жизней.

Дальше идет та самая программа этого восстановления, по пунктам. Пункты эти – по сути, принципы, которые здравоохранение должно соблюдать везде и всегда. Их, этих принципов, десять штук.

  1. Общественному здравоохранению всегда нужно думать об общем эффекте предлагаемых мер. При попытках якобы «борьбы с коронавирусом» не пытались учитывать, что произойдет со всей заболеваемостью в целом. Оказалось, что применяли методы, которые принесли человеческим обществам больше вреда, чем пользы.

(Второй и третий с четвертым пункты – чисто американская тема: нельзя было допускать неравенства, там бедные или нацменьшинства пострадали от «борьбы с вирусом» больше белых и богатых).

  1. Общественное здравоохранение базируется на доверии общества. Поэтому ему нужно использовать факты, и никогда не использовать посыл страха или стыда, чтобы манипулировать людьми.
  2. Никакие меры не должны навязываться людям обманом или силой, они всегда должны быть добровольными и базироваться на принципах информированного согласия каждого человека. Работники сферы здравоохранения – советники, а не установщики правил, их задача – давать людям информацию для принятия каждым индивидуальных решений.
  3. Сами работники этой сферы должны быть честны, прямо признавать, что они знают, а что нет. Власти должны сообщать о своих ошибках, как только они узнают о таковых.
  4. Нужно избегать конфликта интересов или честно заявлять о таковом. (Тут требуется пояснение: с самого начала «борьбы с пандемией» все и везде знали, что речь о больших деньгах, за вакцины или маски, и что многие люди, предписывавшие публике применение этих средств, прямо или косвенно наживались на них. Особенно скандальными оказались битвы за запрет на применение дешевых и известных лекарств, которые, как оказалось, отлично лечат и от коронавирусов.)
  5. В сфере общественного здравоохранения предельно важны открытые и цивилизованные дискуссии. Недопустимо, чтобы работники этой сферы цензурировали, не давали высказать другие мнения, запугивали публику или профессионалов, у которых есть вопросы или другие идеи.
  6. Критически важно для людей этой профессии всегда слушать публику, которая на своей шкуре переживает последствия от применения рекомендаций.

Вот такой документ. Не идеальный, не вполне красноречивый, хотя для массы американских или наших санитаров, причастных к бешеной и разрушительной попытке «остановить вирус», эти десять пунктов – бомба. Здесь есть психологический эффект от того, что мысли, которые ранее обсуждались лишь шепотом среди своих, как бы материализовались, зафиксировались. А такие штуки всегда производят шоковый эффект.

Вообще-то эти десять пунктов – для своих, для людей медицинской профессии и для руководителей стран, которые эти известные меры приняли на вооружение, с жутким эффектом. Для широкой же публики – ради которой и существует общественное здравоохранение – хватило бы одной фразы, пусть и длинноватой.

Примерно такой: почти по всему миру политические власти, надеясь победить вирус, прислушались к советам не лучших специалистов и ученых, а к идеям неумных и материально заинтересованных персонажей, которые вместо борьбы с вирусом устроили тотальную экономическую и медицинскую катастрофу; однако мы, власть и медики, уроки учли и больше никогда такую гадость повторять не будем.

 

Оцените статью