Не спорить, фактов и аргументов не признавать

Записки афисионадо

Друзья попросили сформулировать идеологию антитабачного движения. Что вроде бы и несложно, после стольких эфиров, где с антитабачными активистами встречаешься лицом к лицу, слышишь их аргументы и видишь стиль поведения, обнаруживаешь, что они повторяют одни и те же мысли или приемы. Это и есть их идеология.

Зачем это надо было сделать: вот представим себе статью в энциклопедии или результат поиска в интернете. Хочет человек узнать, что такое «борьба с курением». Или что такое «антитабачные активисты». Вбивает это в строку поиска — и получает. В том числе получает и раздел «идеология». То есть краткую характеристику образа их мыслей, стандартных убеждений и аргументов.

Тут хотелось добавить — «в США», «на Западе». Но в том-то и штука, что наши активисты, вдохновленные грантами оттуда, вдохновляются и тамошними методическими разработками. Брошюрками, например, которые я впервые увидел в США еще в начале 2000-х. И очень удивляются, когда видят, что в России реакция на эти разработки какая-то не такая. Видимо, идеология антитабачников была предназначена для каких-то иных, чем в России, людей. Простых, скажем так.

Итак, давайте попробуем сделать это в моей традиционной колонке, в качестве разминки. Вот что получается.

Идеология антитабачного движения — продукт общей работы медицинского лобби (заказчика кампании) и антитабачных активистов (исполнителей). Пережила несколько этапов, совершенствовалась и дополнялась.

Конечная цель антитабачного движения — полный запрет курения табака на глобальном уровне, с замещением функций табака в жизни человека фармацевтическими препаратами, медицинскими технологиями и прочими атрибутами «здорового образа жизни». Все и всяческие законодательные и внезаконодательные ограничения курения носят временный и промежуточный характер, воспринимаются лишь как этапы движения к конечной цели.

Курение антитабачными активистами рассматривается как абсолютное зло, противопоставленное абсолютному добру — здоровому образу жизни. Активисты эти — идейные наследники тех, кто добился принятия в США катастрофического «сухого закона», однако финансирования кампаний против алкоголя не предвидится, в то время как финансирование борьбы с табаком со стороны медицинского лобби огромно по масштабам.

Для мышления антитабачных активистов характерна склонность к выборочным фактам, доказывающим лишь их точку зрения. Об этом говорится в книге «Препарируя мозги антитабачников» (США) и других. Одновременно активистов инструктируют полностью игнорировать и отвергать медицинские и статистические факты, не отвечающие их идеологии. Стандартный аргумент — «это фальшивка, подброшенная табачным лобби».

Табачное лобби в мышлении антитабачных активистов играет роль дьявола в мышлении средневековых религиозных фанатиков. Первым их рефлексом должно быть — закрыть уши и глаза, не воспринимать никаких аргументов «против», поскольку это «от дьявола».

Тем же целям служит стандартный аргумент антитабачников о том, что никотин вызывает сильную зависимость. Попытки уточнить характер этой зависимости и отличие ее от наркотической, алкогольной и т.д. обычно жестко пресекаются. Причина в том, что следующий логический шаг в этой аргументации — что любые курящие являются наркоманами, готовыми сказать и сделать что угодно ради защиты своего образа жизни. А поэтому они не имеют права слова.

Предпринимаются усилия, чтобы протащить эту идеологию в международные документы (прежде всего Всемирной организации здравоохранения, находящейся под влиянием медицинского лобби США и других стран), а оттуда — впоследствии — в национальные законодательства. Смысл этого направления движения в том, чтобы объявить любые аргументы в пользу прав курящих заранее несостоятельными. То есть — лишить курящих гражданских прав, закрепленных за ними в конституциях и законодательствах.

Как логическое следствие, идеология антитабачников предполагает отказ от аргументированной, с фактами в руках дискуссии на темы медицинских данных о курении. Проигрыши антитабачной стороны на дебатах в эфире и прочих аудиториях объясняются тем, что они оказываются психологически не готовы к сопротивлению, к разговору на равных с представителями организаций, защищающих права курящих. Неоднократно фиксировались попытки с их стороны подвергнуть сомнению саму возможность таких дискуссий. Соответственно, в США и других странах Запада созданы все условия, включая законодательные запреты, для того, чтобы равных возможностей высказывания на эту тему было как можно меньше. Существовали иски к медицинским экспертам по поводу того, что они «отрицают вред курения».

Одновременно антитабачное лобби прилагает все усилия, чтобы монополизировать право поставлять и оперировать медицинскими фактами, имеющими отношение к курению (через систему фондов и грантов на подобные исследования). Массив реально существующих медицинских данных, ставящих под сомнение приводимые антитабачниками цифры, игнорируется. Неадекватную и бурную реакцию (в виде отсыла к «проискам табачного лобби») встречают призывы провести «независимые» исследования по этим вопросам.

Массированная и агрессивная информационная кампания в западных и частично в прочих мировых СМИ, по технологиям и методам полностью скопированная с кампаний вокруг недавних войн (Югославия, Сирия, Южная Осетия, Украина), вполне вписывается в идеологию антитабачников. К этой кампании относится, в том числе, и стандартная привычка фальсификации данных в докладах об «успехах» ограничительных мер, так же как замалчивание фактов о том, что на самом деле запреты оказывают обратное воздействие, то есть проваливаются практически везде.

Все перечисленные особенности мышления (принцип «цель оправдывает средства», агрессивное нежелание дискуссий на равных, «выборочное» пользование выгодными фактами и игнорирование других фактов, и особенно употребление табачного лобби как универсального аргумента против любых неудобных фактов и цифр) позволяют отнести антитабачное лобби к категории «гражданских религий», точнее — тоталитарных сект. Соответственно, пропаганду эта секта предпочитает вести среди людей с ограниченным мышлением и повышенной агрессивностью.

Идеология антитабачного движения пережила два отчетливых этапа. На первом упор делался на массированную пропагандистскую кампанию непосредственно против курящих с целью заставить их бросить курить. После частичной неудачи этой политики был совершен переход ко второму этапу (после 2009 года, когда был принят слабо подкрепленный медицинской наукой доклад ВОЗ о вреде пассивного курения). Его идеология — заставить некурящих, испуганных информацией о вреде табачного дыма, подвергать прессингу курящих.

«Среди своих» и не только идеологи антитабачной кампании почти открыто заявляют, что суть этого второго этапа — сделать курящих «изгоями общества», поставить их, в том числе законодательными мерами, в максимально невыносимое положение.

Антитабачное движение игнорирует предупреждения о том, что такая политика раскалывает общества, подвергает весьма значительные части его унижениям, которые заставляют их переходить к ответной агрессии.

Весьма заметна идеологема о том, что победить нынешнее поколение курящих невозможно, поэтому надо сознательно пожертвовать ныне живущими поколениями, делая ставку на то, что следующие будут «некурящими».

Вот примерно так. Это — черновик. Придется улучшить структуру текста, поставить звездочки, циферки, вспомнить то, что сюда не вошло… Кстати, автор — то есть я — принимает замечания и поправки от благодарных читателей.

До новых встреч и идейных битв.

Дмитрий Косырев

Оцените статью