Издевательства над пациентами: кто ответит

Записки афисионадо

Что бывает с врачами, которые наносят пациенту ущерб по неосторожности? Их судят, конечно. А как насчет медиков, которые этот вред наносят сознательно? Тоже судят, только куда более жестко.

  И вот сейчас в англоязычных странах началась неофициальная подготовка к будущим процессам. А именно, выяснение вопроса о том, кто конкретно должен отвечать за запреты курить где-либо на территориях медицинских учреждений.

  И ведь потихоньку этих людей находят. Называют поименно. Чтобы в свое время – когда оно придет — ни один не ушел от ответственности.

  То, какой удар по организму наносит отказ от курения в момент запредельного стресса (подготовка к операции, например), знает любой медик. Что происходит без сигареты с ослабленными людьми, даже если они не на костылях и без всяческих торчащих трубочек – и не тащатся в таком виде за пределы больницы, тоже ясно каждому. Люди, первыми придумавшие эту запредельную форму издевательства (гнать больных за ворота), ответят даже посмертно.

  И вот, как сказано, начали появляться первые имена, а еще — вскрываться стыдливая и трусливая механика запрета.

  Факт первый: идея такового была сформулирована сбоку официальных учреждений, типа минздрава. То есть минздравы не виноваты, это как бы общественность захотела. В случае с англичанами впервые прямо высказались на эту тему деятели из созданного в 1999 году Национального института по клиническому совершенству (НИКС).

  Так как же зовут человека, который сказал «мы должны покончить с этим жутким зрелищем, когда люди в больничной одежде и с капельницами курят у входа в больницу… У клиницистов есть великолепная возможность предложить помощь более чем миллиону курильщиков, поступающих в больницы каждый год»? Его зовут Майкл Келли, директор по общественному здоровью той самой НИКС. Будем помнить.

  Факт второй: кто-то слышал, что в 1999 году Всемирная организация здравоохранения подписала договор с тремя фармацевтическими компаниями насчет того, что их препараты должны помочь курящим бросить? Вот ссылка, и очень ценная.

  Факт третий: и сразу после того договора НИКС и тому подобные стоящие сбоку медицины, фактически ни за что не отвечающие конторы начали свою кампанию за изгнание табака из медучреждений. Отметим важное – в учреждениях этих должны были создаваться службы, помогающие бросить. То есть они должны были продавать пациентам продукцию тех самых трех компаний в первую очередь.

  Я сказал что-то насчет опытов на людях? Но вы же раньше меня это подумали.

  Факт четвертый: опыты провалились, и не в одной стране. Вот, например, данные по США, полученные «консорциумом больниц, продвигающих исследования по табаку» (это название организации, ничего не сделаешь). Данные такие: 5827 курящих пациентов подвергли добровольному опросу насчет того, как на них подействовало упомянутое выше медикаментозное вмешательство, то есть тот самый эксперимент на больных и напуганных людях. 822 человека сообщили, что вот уже неделю не курят. Но у них при этом брали анализ слюны на продукты распада никотина, и выяснилось, что половина «неделю не куривших» врет.

  И еще: считалось, что речь о контингенте, до крайности запуганном проблемами со здоровьем, и поэтому более склонном бросать. Но тем не менее…

  А впрочем, не так уж важны эти многочисленные подробности. Важна одна итоговая цифра. Норма успеха эксперимента (то есть число бросивших курить) – 8%.

  Что, как мы уже читали в прежних моих колонках, подтверждается прочими испытаниями всех этих «лекарств от курения». Они провалились все; норма их успеха везде примерно одинаковая – те самые 8%, максимум 10%. Проще бросить курить без всяких препаратов.

  И мы читали не так давно, что аналогичные эксперименты – на заключенных (речь о запрете курить в некоторых тюрьмах) провалились аналогично. Но заключенные – суровые, мягко говоря, люди. А тут совсем другие люди, больные, запуганные, уязвимые — и результат тот же.

  И вот ради этого провала начинали дико лживую антитабачную кампанию, издевательство мирового масштаба?

  Дальнейшее — подробности насчет того, как конкретно издевались. Ну, правда, подробности эти таковы, что стоит их привести.

  В упомянутых англоязычных странах больницы бывают разные, то есть их степень подчиненности минздравам отличается. Поэтому и запреты вводили не все в один день – кто-то сопротивляется до сих пор. Но все-таки запрещают.

  И вот что получается: где-то запрещено курить самому медперсоналу даже вне территории, если только они не прикроют чем-то свои халаты и прочие униформы. А то люди вспомнят, что и сами медики курят, да еще и больше прочих.

  Еще придумали конфискацию сигарет и зажигалок при поступлении в больницу. Еще не дают курить в собственных автомобилях, стоящих на больничной парковке. Еще есть видеокамеры, понятно, и запрет курить ближе 15 метров от больницы. Еще медсестрам строго приказали даже не думать о том, чтобы выкатывать больных в креслах на улицу за сигаретой. Еще придумали «позорную кнопку»… вот это интересно. Теоретически любой прохожий может нажать такую кнопку, и откуда-то зазвучит голос, объясняющий, как стыдно курить.

  В общем, все возможное испытали – такое, что и в тюрьме не снилось. Результат – кроме описанного выше провала: британский минздрав начал рекомендовать раздачу пациентам электронных сигарет, а американцы этого стесняются.

  Вот приговор Роба Лайонса, одного из моих коллег, в его колонке: медицинские власти оказались озабочены созданием внешней картины и изменением стиля жизни людей, вместо того чтобы проявить гуманность и дать людям курить спокойно. Эти игры политиков наносят вред пациентам, посетителям и медикам. Медики должны лечить больных, а не работать надсмотрщиками. Эти запреты отвратительны и должны быть отменены при первой же возможности.

  Да, а имена тех, кто за эту штуку несет ответственность, пока вносятся в разные файлы.

    Дмитрий Косырев

Оцените статью