Моё открытие Грузии, или Путешествие в Колхиду

Записки афисионадо
… Только нога ступила в Кавказ,
я вспомнил, что я - грузин.
Эльбрус, Казбек.
И еще - как вас?!
…………………………

 

… Только нога ступила в Кавказ,
я вспомнил, что я — грузин.
Эльбрус, Казбек.
И еще — как вас?!
…………………………
… Я знаю:
глупость — эдемы и рай!
Но если пелось про это,
должно быть, Грузию,
радостный край,
подразумевали поэты.
                                    В.Маяковский
… и божья благодать сошла
На Грузию! – она цвела
С тех пор в тени своих садов,
Не опасаяся врагов
За гранью дружеских штыков.
          М.Ю. Лермонтов «Мцыри»


        Организовал поездку Московского сигарного клуба в Грузию наш друг Заза Непаридзе. Я познакомился с Зазой и его женой Настей в январе 2011 года в Костроме, в тот уже далекий зимний вечер впервые Заза предложил посетить его родину. Идея всем пришлась по душе, и все, кто присутствовал, бесспорно, согласились.
        Для меня Грузия была чем-то очень близким и очень далеким, кокой-то «вещью в себе», я много раз слышал, читал о грузинском гостеприимстве, о тысячелетней истории, о царице Тамаре и Шота Руставелли, о пьянящем вине и прочее, прочее. Лишь после предложения Зазы, я решил для себя — надо ехать, убедиться во все самому. Вообще в любой поездке главное — это не увидеть и не сфотографировать, а главное — почувствовать страну, ее культуру и традиции. Надо напитаться новыми впечатлениями, пропустить их через себя, лишь тогда твоя поездка будет незабываемой и не потеряется бездушной фотокарточкой в альбоме.
         Путешествуя по древней Колхиде, золотого руна мы не нашли, но зато напились чистым горным воздухом, обогатились массой впечатлений, зарядились энергетикой Кавказа и обрели новых сигарных друзей.
  
         День первый

       Наша группа, состоящая из 12 человек, число 12 видимо сложилось неспроста и является символичным  (Заза, Настя, Лаша, Гия, Алексей Апальков, Юля, Алена, Андрей, Александр, Алексей Медведев, Светлана и я) прилетела в Тбилисский аэропорт вечером. Аэропорт красивый, новенький и пустой-пустой. Пройдя визовый контроль, мы поехали в гостиницу, которая располагалась в центре города, рядом с гостиницей Мэрриот на проспекте Шота Руставелли.
         После перелета все проголодались и предложили Зазе пойти поужинать. Хотелось легкого перекуса на ночь: чай, салатик и чуть-чуть горяченького. Поменяв зеленые доллары на миниатюрные лари, мы пошли не спеша искать ресторанчик. Обойдя пару заведений, Лаша нашел невзрачную, с виду небольшую хинкальню. Войдя в нее, мы долго петляли по ступенькам все ниже и ниже. Вот взору открылся большой зал, переполненный отдыхающими после, видимо, тяжелого рабочего четверга тбилисцев. Громко-громко играла живая музыка, звуки барабанов, грузинской дудуки погружали отдыхающих в приятный экстаз.
        Мы заняли самый дальний стол в углу зала, чтобы не нарушать национальную идиллию и не задымлять сигарным дымом танцплощадку. Надо выразить отдельное уважение: грузинская молодежь искренне, охотно и красиво танцует национальные танцы. Музыка также преимущественно национальная и немного шансона. Вот так незаметно шансон стал объединять народы и рестораны.
         Принесли меню — на грузинском. Пришлось выбор блюд делегировать Зазе и Лаше. Ну, тут они разошлись, заказали: хинкали штук 50; вина литров наверное 20; шашлыков трех видов; зелени пучков 5; овощей и грузинского сыра; горячий хлеб; хачапури с сыром; хачапури с фасолью; Боржоми и вкусный лимонад, как из далекого детства. После начались тосты-тосты, танцы-танцы и так до 2.00 ночи. Выйдя из хинкальной, мы были поражены этим легким грузинским ужином. Просто йогурт на ночь! – пошутил Александр.

         День второй

        После гостиничного легкого завтрака нас ждал древний Тбилиси. Название столицы Грузии переводится как «теплый», вблизи города протекают теплые источники. Слово «тепло» вообще применимо не только к Тбилиси, но и ко всей стране, ее народу.
         Тбилиси один с древнейших город мира, упоминается с IV века, но сам город основал в долине реки Куры (Мтквари) в V веке царь Вахтанг Горгасал.
         Интересно, что до 1936 г. город назывался Тифлис, так город упоминался в греческой литературе, которой зачитывалось русское общество.
        По количеству достопримечательностей и памятников город может поспорить с любым европейским собратом. Сам Тбилиси не большой, около 1,2 миллионнов жителей. Тбилиси является плавильным котлом культур и цивилизаций. Гуляя по средневековым улочкам, от азербайджанского сквера с бюстом Гейдару Алиеву переходишь в армянский квартал, от него в еврейский. Напротив православного храма стоит католический собор. А играющие в домино друзья азербайджанец и армянин только подтверждают данный факт.
      Первой остановкой был собор Цминда Самеба, собор является тбилисской новостройкой и, как все новостройки, страдает гигантоманией. Собор выполнен в классическом грузинском стиле, и выглядит старше своих лет. Мы обратили внимание, что грузинская иконопись своеобразна и отличается от российской.
        В сердце города, на возвышенности стоит храм Метехи XIII века, со смотровой площадки которого открывается картинный вид на город. У подножья неспешно течет Кура, через которую переброшен пешеходный мост из стекла и бетона, справа возвышается такой же стеклянный новый Президентский дворец, прозванный в народе «рейхстагом». Напротив, на горе — древняя крепость Нарикала, на которую нам так и не хватило времени взобраться, а домики с красными черепичными крышами карабкаются все выше и выше в горы.
       Далее, проехав около 20 км., мы очутились в древней столице Грузии Мцхете. Город основан во 2-й половине 1 тыс. до. н.э. царем Мцхетосом – старшим сыном Картлоса, легендарного прародителя грузинского народа. А сам Картлос был братом легендарного прародителя армян Гайка. Вот друзья, все мы братья!
         С конца V века н. э. Мцхета потеряла статус столицы, уступив Тбилиси. До окончания строительства собора Цминда Самеба во Мцхете находилась кафедра Патриарха Грузии. В городе сохранились остатки Армазской крепости, городские кварталы, которые сейчас восстанавливаются и заселяются новыми обитателями.
     Но главной святыней является комплекс монастыря Самтавро (главный храм XI века) и кафедральный собор Светицховели. В соборе царит действительно вековая умиротворенность. Эта святыня грузинского народа и жемчужина грузинской архитектуры! В соборе сохранилась фреска, изображающая Иисуса в окружении апостолов, а по кругу — 12 знаков зодиака. Это уникальное изображение и, возможно,  единственно сохранившееся. Иконы этого святого места снял с нас усталость, мы вышли из собора чистые духом и готовые к новым подвигам.

Ни о чем я не жалею,
ничего я не хочу —
в золотом Свети-Цховели
ставлю бедную свечу. (Б.Ахмадулина)

        Многие отвлеклись на шопинг в сувенирных лавках, но нас ждал почитаемый и легендарный монастырь Джвари. По преданию святая равноапостольная Нина воздвигла на месте монастыря крест, в честь этого монастырь называется Джвари, т.е. Крест. О расположении монастыря написал в «Мцыри» Лермонтов М.Ю.: 

Немного лет тому назад
Там, где сливаяся шумят
Обнявшись, будто две сестры,
Струи Арагвы и Куры,
Был монастырь.

        К сожалению, монастырский комплекс разрушен землетрясением в 20-е г.г. XX в. Остался только главный собор, который сейчас восстанавливается. Отдельно надо сказать о прекрасном виде, который открывается взору: на долину рек, на Мцхету, на горы Кавказа. Это надо видеть своими глазами!
       Видеть и главное пробовать в Грузии надо все! Гостеприимный Заза пригласил нас не просто в Грузию, но и на свой день рождения, который мы все отметили в ресторане, принадлежащем другу Зазы. Это был венец нашего второго дня пребывая в Грузии.

        День третий

         Наш ждала Кахетия, регион на юго-востоке, известный своим маленьким селом Цинандали. Родиной одноименного белого вина.
         По рекомендации Лаши, мы решили заехать в монастырь Бодбе и Сигнахи. Утренняя Алазанская долина встретила нас укутавшись в молочный туманом. Территория монастыря небольшая и уютная. В центре возвышается Бодбийский кафедральный собор Георгия Победоносца, построенный в IX в. Диссонирует с собором высокая колокольня, возведенная значительно позже. Завершают ансамбль тянущиеся к небу стройные кипарисы, надменно погладывающие на мирскую суету.
        На территории монастыря похоронена просветительница Грузии, почитаемая в лике равноапостольных Святая Нина. По преданиям, Господь являлся святой Нине в видениях и благословил ее на апостольский подвиг, а Дева Мария чудесным образом вручила ей крест из виноградных лоз. Своими проповедями Святая Нина привела к христианству всю Грузию.
         Монастырь почитался не только верующими, но и правящими царями, как российскими, так и грузинскими. Войдя в собор, мы увидели, что готовится обряд венчания. В дверях стояли грузинские джигиты и дамы в национальных костюмах. Все было очень чинно и красиво. Я вышел из собора и увидел, что навстречу идет Никита Михалков, ведя под венец свою младшую дочь Надю. Прилететь 2000 км. и попасть на венчание — это конечно приятная случайность, коих в поездке было масса.
      После такой приятной встречи мы направились в дом-музей семьи Чавчавадзе. Александр Чавчавадзе, генерал-лейтенант, крестник Екатерины II, сын князя Гарсевана Чавчавадзе, подписавшего со стороны Грузии Георгиевский трактат о дружбе с Россией.
       Сам Цинандальский дворец не сохранился, его сожгли в середине XIX в. отряды Шамиля, но к 100-летию со дня смерти Александра Чавчавадзе музей восстановили. На территории усадьбы венчались поэт Александр Грибоедов и дочь хозяина Нина Чавчавадзе, тут же Грибоедов написал свою бессмертную пьесу «Горя от ума».
        Воистину венцом нашей поездки в Грузию можно назвать вечер, который нам устроил Темури Ломсадзе. Он пригласил нас на свой завод «Shumi», на территории которого он устроил мини-музей вина и виноградной лозы. Темури сам провел экскурсию по заводу и музею, после чего мы были приглашены на дегустацию волшебных вин завода «Шуми».
        Весь вечер для нас пел и играл национальный грузинский ансамбль под руководством Боливара. Я заметил, что у Боливара очень даже сигарное имя. Жаль, что у меня не нашлось одноименных сигар.
         Я лично был просто сражен на повал искренним гостеприимством, божественным вином, необычной и восхитительной музыкой, а также мудрыми тостами тамады.

         День четвертый

        Четвертый день пребывания в Грузии был освобожден Зазой для отдыха и прогулки по Тбилиси. Мы с Георгием Дугиным решили посетить Пантеон и поклонится выдающимся людям Грузии и России. Поймав такси у гостиницы, которое здесь стоит сущие копейки, мы доехали до подножия горы. Высаживая нас, таксист сказал, что подниматься до Пантеона еще высоко по крутой дорожке. Расположен Пантеон на склоне горы Мтацминда (Святая гора) и официально открыт в 1929 г.
        Первым захоронением была могила Ал. Грибоедова и его жены Нины. На надгробие Грибоедова высечена очень трогательная надпись: «Ум и дела твои бессмертны в памяти русской, но для чего пережила тебя любовь моя!». Действительно Нина осталась верна своей любви до конца и прожила всю жизнь в имении отца в Цинандали.      
       Далее предстояло еще подняться к церкви Святого Давида «Мамадавити» и другим захоронениям. Здесь покоятся артисты Серго Закариадзе, Ушанги Чхеидзе, Михаил Чиаурели, поэты Акакий Церетели, Илья Чавчавадзе, мать Сталина Екатериина Геладзе. Интересный факт, но Сталин не приехал на похороны в 1937 г., захоронением занимался Берия. Наверное, у вождя были дела поважнее.
          Георгий скупил, наверное, весь сувенирный магазин у подножия Пантеона, а я пожалел, что не приобрел один маленький сувенир, который больше нигде не встречал.
После духовной пищи мы направились в винный магазин компании «Шуми», здесь нас встретила очень приветливая и улыбчивая девушка, предложила нам на дегустацию вина, после чего Георгий и тут скупил полмагазина. Навьюченные пакетами с напитком богов, счастливые, мы направились в гостиницу.
        Отдохнув от утреннего вояжа, выпив бодрящего чая пуэр, которым нас угостил Георгий,  направились в гости к нашему новому сигарному другу Давиду Чачанидзе. Давид показал нам два сигарных магазина: Habanos и Cigar hause Davidoff. За бокалом вина, с сигарой мы обсудили сигарные новости и планы на будущее сотрудничество создающегося Тбилисского сигарного клуба и МСК. И напоследок нам захотелось еще раз вдохнуть грузинского колорита. Недолго думая, Лаша вспомнил об одном заведении. Заведение напоминало большую таверну. Внутри нас просто оглушила музыка. Зал был гигантских размеров с высоченным потолком. Мы заняли единственный свободный стол и — понеслось. В начале все шло спокойно и тихо. Мы хотели уже уходить, но Андрей Клочков решил напоследок заказать музыку, вот с этого момента весь зал обратил на нас внимание. Мы стали центром этого вечера, теперь уже нам стали заказывать музыку, приглашать нас танцевать, в зале оказался брат владельца заведения, который угостил нас кувшином вина. Мы не могли остаться в долгу и подарили ему и его сестре по сигаре. Алена Золотухина показала ей, как надо правильно раскуривать сигару. В общем, прощальная гастроль удалась на все 1000%. Нам просто не хотелось уходить… и вообще уезжать …          

          Послесловие

       В столь не простые дни для двухсторонних отношений между нашими странами наша поездка была больше чем просто путешествие в Грузию. Я считаю, что  это был акт народной дипломатии. Надо объединяться на социально-культурной основе. В Грузии я чувствовал себя своим, а грузины нас принимали как братьев. Это чувство нельзя погубить, нельзя сейчас вытравливать его из народной памяти. Общая вера, культура и история объединяет российский и грузинский народы на генетическом уровне. Никогда пресловутый Запад не примет наш менталитет, нашу культуру и наши традиции, как свои. Это понимают простые граждане двух стран, но этого упорно не хотят видеть государственные мужи.
         В первый же день, в ресторане к нам подошли два молодых человека лет двадцати. Один из них знал русский язык, т.к. он проживал какое-то время в России, второй по-русски не говорил. Но он сказал поразившую меня фразу: «Почему я хочу учить русский язык, общаться с вашим народом, но мне государство не дает такой возможности?!.» Действительно молодежь не знает русского языка. Первое что бросается в глаза — тотальное отсутствие вывесок, указателей и рекламы на русском языке. Язык — это вообще самое первое, что страдает от смены политических веяний. Я прекрасно понимаю, что молодежи необходим английский язык, но если страна хочет развивать туризм, а для этого в Грузии есть практически все, то забывать о русском языке не стоит. Да и что скрывать, грузинский бизнес в России, и российский в Грузии чувствуют себя более-менее вольготно.
        Политика жестокая штука. Она может за десять лет растоптать те маленькие ростки, которые веками наши народы взращивали на культурно-общественной ниве.
      Я оптимист, я верю, что все трудности, все недосказанные обиды в скором времени будут позабыты — если каждый из нас поймем, что нашим народам надо общаться и объединяться. Это поняли в Европе, но пока такого понимания нет в умах сотен людей и политиков наших стан.
        Я думал, Грузия маленькая страна, но мне, жителю русской равнины, позабылось, что горные тропы так извилисты, а грузинское вино — так прекрасно, что бежать через горные перевалы совсем не комфортно. Грузию надо впитывать мелкими глотками, ощущая каждый счастливый миг бытия.
         Страна очень разнообразна: снежные шапки Кавказа, виноградные долины и, конечно же, Черное море. Вообще, у страны гигантский туристический потенциал.
         Любой турист найдет что-то интересное для себя, откроет свою Грузию и захочет вернуться сюда еще и еще раз.
         Грузию можно только воспевать в песнях и стихах. В своем очерке о Грузии наш полковник Алексей Апальков перешел на стихи и это естественно. Сама атмосфера заставляет подпевать грузинским песням, а ноги сами зовут танцевать лезгинку.
         Все сказанные слова о Грузии не смогут передать всех полученных положительных эмоций. Ведь недаром Грузия из покон веков вдохновляла поэтов.

О Грузия — нам слезы вытирая,
ты — русской музы колыбель вторая.
О Грузии забыв неосторожно,
в России быть поэтом невозможно.
                           Е. Евтушенко

Эдуард Сухарев,
фото автора

 

 

Оцените статью