Фома Аквинский о том, как сбросить маску и покончить с пандемией

Записки афисионадо

О методах борьбы с глобальным ковидным идиотизмом нам рассказывает американский писатель Сэмюэл Сэмсон, и речь об очередном материале из серии «маску долой» журнала The American Conservative. А поскольку Сэмюэл вообще-то религиозный философ и специалист по Фоме Аквинскому, одному из столпов христианского мировоззрения (1225-74), то он очень грамотно его цитирует.

Суть вопроса в статье в том, как именно бороться с нескончаемыми и очевидно бесполезными, но чудовищно разрушительными ограничениями, вводимыми якобы в порядке борьбы с вирусом. То есть речь о необходимости и механике борьбы, в том числе о том, как ее описывал святой и один из ключевых мыслителей католической церкви. Заголовок статьи – «Пришло время сопротивляться ковидным ограничениям». В ней есть теоретическая часть и вполне практическая.

И тут у нас один из тех случаев, когда добавить особенно нечего, а можно лишь пересказать-процитировать то, что говорит этот человек. Ну, может быть, с очень кратким выводом в самом конце.

Итак, сначала об общей ситуации. Здесь тезисы такие: когда кончится вся эта пандемийная история в США (а речь в статье только о США)? Нам говорят, что все эти меры должны были вернуть нас к нормальности: закрытие школ, маски, запреты на путешествия и далее по списку. Но пандемия все равно продолжается, нормальности нет, наши жертвы напрасны.

Тут добавим от себя: мировая тенденция сейчас – повсеместное снятие ограничений, независимо от статистики заболеваемости. Это происходит в Великобритании, Новой Зеландии, Швеции и у ее соседей (а там ограничений почти и не было, с блестящим результатом), в Таиланде и Малайзии, Белоруссии, еще во множестве стран. Но в США упорствуют, о чем Сэмюэл и пишет.

Суть проблемы в том, что в этот раз глобальные санитары поставили себе невыполнимую задачу – уничтожить вирус совсем, свести его к нулю. Но, напоминает автор, никогда в истории человечества никто еще не изводил под корень многочисленные респираторные вирусы того же класса, с типичной для них быстрой заражаемостью и низкой смертностью.

Никогда раньше в истории человечества не организовывались в таких случаях массовые истерики, карантины, маски, вакцинные паспорта. А вирусу это все побоку, и поэтому ответ на поставленный вопрос очень прост: при таком подходе пандемия не кончится вообще никогда. Мы сами заковали себя в наручники и выбросили ключ. Уничтожаются целые общества и страны, с нулевым результатом. Вывод: Америке больше не стоит надеяться, что ситуация сама рассосется. Пришло время неповиновения. Вопрос в том, что это такое.

Вот тут и начинается занимательная теология с цитатами. Тот самый святой Фома говорил, что несправедливые законы и правила – это те, что идут против «человеческого добра», они – акт насилия против человеческой личности, поэтому им можно не повиноваться.

Против «человеческого добра» — это, в частности, когда человека, изначально общественное животное, заставляют изолироваться в доме и отделить себя от общины. Масочный режим – это когда «само понятие человека пытаются определить заново, обозначая его как патоген, которого другим людям следует избегать, а не приветствовать – и все это из-за легкого заболевания».

Да, но что такое сопротивление? И — спросим мы и святого Фому, и менее святого Сэмюэла — как не превратить сопротивление в акты насилия, когда неизбежно страдают невинные и посторонние? Потому что в западной традиции – все эти карнавальные шествия по улицам с плакатами, которые очень легко перерастают в драку и прочее насилие, а толку от него как минимум никакого. Кстати, тот же самый святой Фома говорил, что если необходимо, то от неповиновения надо отказаться во избежание насилия. Это называется «добродетелью осторожности».

Так что сопротивление, по Сэмюэелу, это нечто другое. Это «индивидуальные и разумные акты», которые постепенно сливаются в нечто массовое и непобедимое. Дословно так: «нельзя отменять поездку к семье на Рождество или визит к старшим родственникам только потому, что вы отказываетесь надевать маску в самолете. Соответственно, нельзя оставлять вашу семью голодной, потому что вас уволили за то, что вы отказываетесь вакцинироваться».

Нет, сопротивление – это акты не самовредительски-истеричные, но сильные. Снимайте, говорит он, маску в магазинах и ресторанах. Не пускают – найдите другие места, где пустят. Начните снова ходить в церковь, если раньше перестали. В аэропорту постарайтесь пройти без маски настолько далеко, насколько возможно. Да вот же я сам, говорит он, на днях в Вашингтоне, в районе под названием Капитолийский холм, оказался единственным человеком в торговом зале без маски. Но никто не сказал мне ни слова, никто не бросился ко мне с диким визгом…

Почему? Потому что «никто в здравом уме не любит эти ограничения. Поэтому действуйте открыто, будьте смелы и упорны. Ваше упорство – это то, что вдохновляет других поступать так же». И – «чем больше мы все будем это делать, тем менее серьезно будут восприниматься эти ограничения, и тем быстрее наши лидеры поймут, что их действия не смогут длиться вечно». Наконец: да, когда вы сопротивляетесь, у вас возможны проблемы, но не удивляйтесь, если они окажутся не настолько серьезны, как вы думали. (Добавим: и по части борьбы с курением все то же).

Ну, знаете, это шок. А точно этот самый Сэмюэл Сэмсон американец, живет и работает в Вашингтоне? А не русский ли он, и не видел ли я его вчера в метро, а позавчера в магазине, где и сам уже полтора года точно следую его советам, не слышав до того, что есть такой человек в США? И в описанных мною местах в Москве таких как я (и он) были еще десятки и сотни…

В общем, Россия – страна Фомы Аквинского, и все у нас будет нормально.

Оцените статью