«Что? Где? Когда?» – игра не про знания, а про умения ими пользоваться. Прямая сигарная линия: Александр Друзь. Часть I

Александр Друзь Прямая сигарная линия
Магистр телеигры «Что? Где? Когда?» Александр Друзь, обладатель именной сигары № 13/2013 – гость нашей рубрики «Прямая сигарная линия» – отвечает на вопросы российских сигарных клубов.

Вы один из самых лучших в истории игроков «Что? Где? Когда?». Для того чтобы достичь такого успеха, нужен приличный объем знаний? Где Вы его приобрели?

«Что? Где? Когда?» – это игра не про знания, а про умения ими пользоваться, про интеллект. Конечно, огромный багаж знаний никому не помешает, но всё знать невозможно. Поэтому история этой программы как раз про то, что команда, обладая ограниченным объемом знаний – еще раз повторю, что всего знать невозможно, – с помощью логики, анализа, синтеза, работы на уровне подсознания, в том числе, доходит до правильного ответа, которого первую секунду не было.

Т.е. идея здесь заключается в том, что нужно ответить на вопрос, про который ты ничего не знаешь. Поэтому умение пользоваться знаниями оказывается более важным. Большие знания, конечно, только помогают. Если ты ничего не знаешь, ты не можешь выиграть в эту игру. Но во всяком случае В.Я. Ворошилов, когда эту игру придумывал, не нашел лучшего слова, чем «знаток», хотя игра на самом деле не про знания. Позже он всегда это слово и в разговоре, и в письменной речи закавычивал.

Также Ворошилов при создании игры сказал, что эта игра для каждого. Любой, кто окончил среднюю школу, допустим, без троек, может играть в «Что? Где? Когда?»: знания в игре помогают, но не определяют результат. Определенные приемы позволяют тебе отвечать на вопросы, ответов на которые ты не знал. В этом самое большое удовольствие. Нет удовольствия, когда тебя спрашивают, например, в каком году родился Петр I. В таком случае ты либо знаешь и отвечаешь, либо не знаешь и не отвечаешь.

На заре «Что? Где? Когда?» в качестве приза были книги, а в какой-то момент знатоки стали играть на деньги. Изменило ли это что-то в игре в лучшую или в худшую сторону? Может быть, что-то стало по-другому?

Сначала играли на книги, потому что нужен был приз. На мой взгляд, это неправильно, когда книга является призом. Книга может быть лучшим подарком, но призом она быть не должна. На книги играли во времена тотального книжного дефицита: книги не покупались, а распределялись. Их выдавали. Можно было получить в качестве приза хорошую книгу, но не всегда эта книга отвечала твоим интересам.

«Что? Где? Когда?» живет уже 45 лет. Менялась ситуация в стране и вместе с ней менялась игра. Поэтому книга перестала быть призом, когда ее стало можно купить. За какую цену – это второй вопрос. Хорошая книга всегда дорого стоит, особенно если эта книга – шедевр полиграфического искусства. В то время, когда в игру еще не пришли призовые деньги, разыгрывались книги, которые удавалось доставать. Знаменитая Тамара Владимировна Вишнякова, которая эти книги предоставляла в программе, была директором Дома книги в Москве. Поэтому к нам попадали вполне приличные книги.

У меня много призовых книжек, которые я ни разу не открыл: либо потому, что читал до этого, либо потому, что мне эта книга неинтересна. Однако все они стоят у меня на полке, потому что это призы и память.

Сейчас вообще нет ни денег, ни книжек. Настоящие игроки играют на то удовольствие, которое они получают от игры, от самого процесса. Все игроки «Что? Где? Когда?» являются любителями с точки зрения вознаграждения. Профессиональных игроков «Что? Где? Когда?» не существует.

А сколько книг в Вашей личной библиотеке?

Порядка 3000 или больше.

Если сравнивать бумажные книги с электронными, каким Вы отдадите предпочтение? Как в целом Вы воспринимаете электронные книги? Для Вас важнее то, что написано, или есть нечто такое, что радует именно в бумажных книгах?

Бумажная книга, если она хорошо издана, – это произведение искусства. Бумажную книгу хорошо читать перед сном. Если ты читаешь обычную книгу и вдруг засыпаешь, книга тебе просто падает на лицо, и все. А когда тебе падает на лицо компьютер или айпад, это немножко другая история. Но если спросить, что лучше, бумажная или электронная книга, получится нечто подобное: что лучше, набор белков, жиров и углеводов или вкусно приготовленная еда?

Можно все необходимые ингредиенты получать внутривенно, чтобы нормально существовать, «по прямому проводу», что называется. А можно получить удовольствие от употребления вкусно приготовленной грамотным поваром еды в хорошем месте и в хорошей компании. С книгами, электронными и бумажными, примерно то же самое. Есть книги, которые приятно взять в руки: они хорошо изданы, с иллюстрациями – настоящее произведение искусства. Полиграфическое искусство существует наряду с кинематографией, музыкой, живописью и т.д.

Литература – это, конечно, тоже искусство. Если книга хорошо написана – замечательно, а если она еще и хорошо издана, это двойное удовольствие. Хорошо написанную книгу можно читать и в электронном виде, что особенно выгодно для тех, кто читает много — много книжек, допустим, с собой в путешествие взять трудно. Дома, в спокойных стационарных условиях, конечно, печатная книга лучше. А если читаешь на ходу, в транспорте и т.д., то предпочтительнее электронная.

Когда началась эра интернета, ходили разговоры о том, что книги выродятся, все будет электронное и т.д. Не выродятся! Потому что полиграфия – это отдельный вид искусства, и брать в руки хорошо изданную книгу всегда приятно. А есть еще и аудиокниги. Это отдельная история. Я знаю такие аудиокниги, которые существенно отличаются от оригинала. Как минимум, это прочтение другого человека, артиста. А книги, особенно хорошие, вызывают у человека самые разные ассоциации. Это как в анекдоте: «читаю в десять лет «Три мушкетера» – все дуэли-дуэли, читаю в пятнадцать лет – все любовь-любовь».

Вообще за качеством используемых интернет-источников нужно следить. Есть сайты, на которых, допустим, книга при переносе с бумажного носителя на электронный, потеряла первые четыре-пять абзацев текста, которые существенны для завязки сюжета и его дальнейшего понимания. Вот так, взяли просто по ошибке четыре или пять абзацев упустили. Ну и чего? Интернет дело такое…

Вернемся к «Что? Где? Когда?». В какой-то момент клуб стал называться элитарным. Никак это Вам не резало слух?

А что в этом такого? Элитарный клуб, в котором должны собираться умные люди. Было бы хорошо, чтобы в любой элите умные люди составляли большинство. Элитарный, наверно, действительно, по-русски не очень хорошо звучит. Элитный клуб, скорее. Как элитный производитель или элитные сорта пшеницы. В таком плане.

В общем элитарный – слово нормальное. Подразумевается здесь, наверное, и чтобы посетители элитарного клуба элитарно себя вели, потому что на первых порах, когда еще в элитарном клубе подавали шампанское, членов элитарного клуба предупреждали, что в элитарном клубе из бокала в бокал шампанское не переливают. Такое тоже было, но за кадром, естественно.

Вы дружили с Ворошиловым?

Как возможна дружба между режиссером и актером? Обычно такая дружба вредит творческому процессу. Мы общались, но говорить о дружбе не приходится. И я это понимал, и Ворошилов старался дистанцироваться от знатоков, потому что тогда в момент игры, если ты занимаешь нейтральную позицию, для ведущего и для режиссера открывается много возможностей. Мы общались. Я был последним, кто из знатоков в марте 2001 года поговорил с ним по телефону, так получилось, что непосредственно перед его уходом.

У Вас много друзей?

Достаточно. Может быть, не так много, как хотелось бы, но достаточно. Чем еще хороша игра «Что? Где? Когда?» – она одарила меня большим количеством очень хороших и верных друзей. Мои друзья либо школьные, либо институтские, либо из «Что? Где? Когда?».

Сейчас огромную популярность приобретают квизы. Как Вы относитесь к этому явлению: это следующий этап, профанация или альтернатива?

Есть чемпионат страны по футболу, а есть игры любителей. Все любят погонять мяч на площадке более или менее для этого приспособленной. Логично, что примерно то же самое происходит и с этими квизами. Мне очень нравится, что квизы набирают популярность, это показывает востребованность интеллекта в обществе. Все подобные интеллектуальные игры все-таки не на знания, а на игру ума. Это очень хорошо, что к ним такой большой интерес, особенно со стороны молодежи.

Качество квизов бывает разное, но то, что люди собираются, чтобы подумать и поразмышлять, поиграть и посоревноваться в коллективе, это замечательно. К качеству вопросов у меня есть некоторые претензии. Есть там всякие специальные вещи, которые, по сути, не являются вопросами, а представляют собой что-то вроде бескрылок.

Вообще, существует масса интеллектуальных игр, не представляющих интеллектуальной ценности. Раньше их называли салонными интеллектуальными играми, они подходят для тренировки игроков «Что? Где? Когда?». Самостоятельной ценности игрового жанра не представляют. Бескрылки – это вид интеллектуальной игры, в которой в самодельный стишок вставляются цитаты из известных классических произведений или просто какие-то известные фразы. Их забавно сочинять, забавно разгадывать, но это тренировочная работа для игроков, не более того.

Я вообще считаю, что хороший вопрос для «Что? Где? Когда?» – это отдельный литературный жанр. По-хорошему, в таком вопросе обязательно есть сюжет. Бессюжетные вопросы типа «в каком году началась Отечественная война 1812 года?» – сами понимаете… Написать красивый и хороший вопрос достаточно сложно. Сейчас, если вы обратили внимание, в телевизионной игре «Что? Где? Когда?», в отличие от знатоков, телезрители получают призы – зарабатывают деньги собственным умом. И в последнее время наметилась такая печальная тенденция, что в этой идее главным стало не «собственным умом», а «заработать деньги».

Присылают часто какой-нибудь вопрос странной структуры с не слишком проверенными источниками. Есть люди, которые стараются, пишут вопросы, посылают их в редакцию, где потом редакторская группа их отбирает. А есть и такие, кто, особо не напрягаясь и не доставляя удовольствие ни себе, ни телезрителям, ни играющей команде, старается держаться денежной политики.

Почему же такие вопросы проходят?

Например, 13-й сектор не модерируется. Я в основном говорил сейчас именно про 13-й сектор.

 

Продолжение 20 ноября

Оцените статью