Медь за миллион. Часть вторая

Гостиная
Продолжаем публикацию транскрипта встречи с нумизматом и нашим коллегой - секретарем Сибирского сигарного клуба Андреем Худяковым.

Продолжаем публикацию транскрипта встречи с нумизматом и нашим коллегой —  секретарем Сибирского сигарного клуба Андреем Худяковым.



  Андрей Цыганков: Мои друзья-коллекционеры, они уверяют, что «демидовских червонцев» в природе не существует. Хотелось бы услышать контрмнение.

  Андрей Худяков: Есть только слухи. Монет никто не видел. Вообще, подделок сейчас очень много. Что касается серебряных монет – на мой взгляд, подделок на рынке порядка 50%. Коллекционеров становится все больше, а монет больше стать не может. Настоящих монет.

  Вопрос: Сколько стоит старая монета?

  Андрей Худяков: Она стоит ровно столько, сколько за нее платят. Можно купить монету и тут же продать ее в два-три раза дороже, а можно купить и угореть — сделать неудачную инвестицию. У меня был случай покупки золотой монеты, я купил ее в Германии за 80 тысяч евро, а через два месяца продал в несколько раз дороже. Можно и угореть, надо чувствовать рынок. Я монеты коллекционирую всю жизнь, а зарабатывать на этом научился только в последние пять-семь лет, потому что я долго не мог привыкнуть, что монеты – такой же товар. И самым главным для меня было научиться расставаться с тем, что тебе дорого.

  Андрей Устинов: В 1988-м году, так сложились обстоятельства, мне пришлось отдать коллекцию монет советского периода. Я продал ее за 2500 рублей, а по тем временам приличная сумма, но когда я их отдавал – чуть не плакал, так жалко было.

  Андрей Худяков: Я Вас прекрасно понимаю. Самое сложно — перебороть себя, потом я уже начал покупать монеты, зная, что позже их продам. Вообще, купить монету за нормальные деньги на аукционе не так просто. Когда монета одна, а хотят заполучить ее многие, приходится включать голову, чтобы её купить. 

  Вопрос: Сколько весят разные монеты?

  Андрей Худяков: Почему, например, сибирский гривенник весит 64 гр., а павловская медная монета – 20 гр. Всегда было такое понятие как монетная стопа: регламентация — сколько монет чеканить из одного пуда металла. Медная стопа все время менялась. Во времена Елизаветы Петровны стопа была 16 рублей – это означало, что из одного пуда меди чеканились медные монеты на 16 рублей. Пуд – 16 килограмм, получается по килограмму на медные монеты ценой в рубль. Одна пятикопеечная монета весила 50 с чем-то грамм. Вот, например, павловская монета 20,5 гр. – это две копейки. Почему так? Потому что двадцать грамм меди, затраченной на чеканку этой монеты, стоили одну копейку на рынке. То есть государство тем самым продавало медь населению в два раза дороже, в этом был смысл монет, по сути – продажа металла населению.

  Дмитрий Александров: Это только для меди? Или это отношение между рыночной стоимостью металла и номиналом золотой/серебряной монеты было тоже – один к двум?

  Андрей Худяков: По закону медная монета не уступала в цене серебряной, но население любило благородный металл.

  Вопрос: Вы сказали, что число коллекционеров растет — почему?

  Андрей Худяков: Богатые люди все чаще вкладывают деньги в монеты. Это, они считают, выгодно. Представьте себе: есть шкафчик, пусть, например, похожий на хьюмидор. Задача: надо забить его весь, все полки долларами забили, но та же самая сумма, только в монетах займет всего половину одной полки – вот это и есть уплотнение. Кроме того, монеты – это всегда серые деньги. Если вы покупаете, например, картину,я думаю, что любая спецслужба любой страны при желании узнает ваши контактные данные у аукционного дома. Кроме того, хранение предметов живописи требует специальных условий (температура, влажность), картины занимают больший объем. На картину тяжело получить разрешительную вывозную документацию. С монетами такого невозможно, потому что монета, при выходе с монетного двора всегда имела какой-то тираж, а сколько дошло до наших дней – никто не знает. Ситуация с идентификацией монет иная. Монета могла быть получена в наследство, найдена, куплена на «блошином рынке» и т.д. В любой стране, любой аукционный дом возьмет монеты на продажу и не спросит об их происхождении.

  Денис Атоян: А вывозить-то их можно?

  Андрей Худяков: Вывозить без документов их как бы нельзя, но получить разрешение на вывоз возможно.

  На монету проще получить свидетельство о том, что она не представляет культурной ценности: да, она старая, но она не одна. Потому что органы Росохранкультуры, которые выдают разрешение, в первую очередь обращаются к первоисточникам, где смотрят тираж. Если монета была выпущена в количестве 1000 штук, она не может представлять культурную ценность.

  Эдуард Сухарев: А сколько у нее должен быть тираж, чтобы она представляла культурную ценность?

  Андрей Худяков: Если монета была выпущена как пробная, то есть в одном экземпляре – это другое дело. Тогда она и стоить будет больших денег. Кстати, о самой дорогой монете. До 2012 года самой дорогой монетой Российской Империи считался Константиновский рубль. Это рубль 1825 года, который был отчеканен по случаю предполагаемого восшествия на престол императора Константина Павловича, которое не состоялось. По указу министра финансов Канкрина в 1825 году модельер Санкт-Петербургского монетного двора Яков (Якоб) Рейхель вырезал штемпеля, по которым было отчеканено шесть монет. Из них четыре были закончены полностью — они были прогурчены, то есть была нанесена насечка на ребре. Когда коронование не состоялось, монеты по решению Николая I были переданы на хранение в Эрмитаж. В 1880 году, уже император Александр II, специальным указом передал их в ГИМ (Государственный исторический музей), в Эрмитаж, а остальные подарил. В настоящий момент местонахождение всех шести монет известно.

  Эдуард Сухарев: А в частной коллекции есть?

  Андрей Худяков: Есть. Один из известных  Константиновских рублей (его также называют еще «голливудским рублем», потому что он в 1992 году он был куплен в Голливуде, после чего привезен в Россию). Купили его за сумму в районе 100 тысяч долларов. Позже, примерно, в 2010 году, эта же монета была продана на аукционе за миллион, кому – неизвестно.

  Вопрос: Сколько стоит самая дорогая монета Российской Империи?

  Андрей Худяков: В 2012 году на аукционе в Цюрихе была анонсирована продажа коллекции известного советского нумизмата Леонида Содермана. Это человек, который, по одной из версий, после революции стал резидентом ЧК в Швейцарии. Информации о Содермане крайне мало. Известно, что работал он за монеты. Ему привозили их из Советской России, возможно, из музеев. Еще он скупал монеты у эмигрантов. За годы создал коллекцию, насчитывающую более 11 тысяч предметов. Леонид Содерман умер в 1967 году, почти сразу же, в 1968-м, на аукционе в Швейцарии его дети продали золотые монеты, а в 2012 году была анонсирована продажа остальной части коллекции – медные и серебряные монеты, продавали уже его потомки. На момент анонса это была самая крупная коллекция в российской нумизматике, которая находилась в частном пользовании. Она была разбита на четыре сейла, последний был продан в 2015 году.

  В 2012-м был анонс, что будет продаваться пробный рубль 1740 года императора Иоанна Антоновича. А пробная монета – это та, которая была отчеканена, поднесена на утверждение государю, но не понравилась, поэтому в серию она не шла, однако пробные экземпляры остались. Было отчеканено две монеты: одна из них в Эрмитаже, вторая – продавалась аукционе. Монета крайне редкая и интересная. Безусловно, представляет собой интерес как нумизматический памятник. В ходе торгов была достигнута цена, которая на момент продажи по тому курсу франка швейцарского и с комиссией аукционного дома составила 147 миллионов рублей. По некоторым сведениям, купил ее известный коллекционер из России. Сейчас стоимость данного рубля оценивается в районе шести миллионов долларов, и это не предел, так как данная монета — единственная.

  Вообще, на нумизматическом рынке принято считать только те экземпляры, которые находятся в обороте, музейные – не в счет.

  Сейчас рынок переживает спад из-за курса валют. Думаю, что многие получают деньги в рублях. А весь рынок нумизматики существует как правило в валюте. Сейчас наблюдается такая тенденция, что долларовые цены припали на 20-30%, потому что никто не готов долларовые цены умножать на 70.

  Но в экономическом кризисе есть и плюс. Сейчас на рынке можно поймать нумизматическую редкость – если раньше люди ее держали, то теперь кого-то прижимает и ее выносят.



  

   Транскрипт: часть I
и часть III

Оцените статью