Делегация Российского сигарного союза побывала в Швеции. Сегодня Сигарный портал публикует первую часть путевых заметок Андрея Лоскутова.
В стокгольмском аэропорту мы перешли с международных линий на внутренние – на рейс в Гётеборг, второй по величине город Швеции. Алексей Аксенов, президент компании «Неска», предупредил, что в Гётеборге скорее всего будет дождь. Правда, успокоил Алексей Константинович, в Скандинавии есть городок, где дождь идет 350 дней в году.
А. Аксенов хорошо знает Швецию – восемь лет работал здесь и уже почти четверть века продвигает в России товары этой скандинавской страны, в том числе и табачные. Его знание страны, шведского языка очень пригодилось нам и в Гётеборге, и Стокгольме — в российском посольстве (посол РФ – его друг), и в шведском риксдаге. Думаю, шведам было приятно, что гости из России свободно говорят на их языке. Тем более, что в шведских СМИ мы, русские, чаще всего преподносимся – как бы это помягче сказать? – не самыми образованными и воспитанными людьми.
Гётеборг. Шведский снюс
В Гетеборге действительно сыпал дождь – мелкий-мелкий, но такой частый, что даже небольшая пробежка под ним без зонта могла сделать тебя очень мокрым. На рецепшн отеля, желая позвонить коллегам по внутреннему телефону, я спросил – можно мне?.. Девушка, не дослушав, сунула мне зонт. Конечно, что еще нужно иностранцу в Гётеборге…
Но нам нужен здесь прежде всего шведский табак. Мы приехали сюда именно для того, чтобы понять, что такое шведский табак. Швеция дала миру несколько уникальных явлений – шведский стол, шведскую семью, шведский автомобиль. Ну и шведский табак – сосательный и жевательный.
Сосательный табак, или снюс, запрещен в странах Евросоюза. Когда Швеция вступала в ЕЭС, ей сказали – вам или придется принять запрет на снюс или не вступать. Шведы ответили: если либо снюс, либо ЕЭС, то лучше снюс. Евросоюзу очень хотелось заполучить Швецию, с ее развитой промышленностью (10-миллионная Швеция выпускает легковые и грузовые автомобили, самолеты, оборудование для электростанций, бытовую технику, не говоря уже про продукты питания и разные там ИКЕА).
В общем, шведы снюс отстояли, более того: им пообещали не только сделать исключение — разрешить выпускать и продавать свой снюс, но затем и открыть для снюса другие страны ЕС. Однако когда в 2014 году в новой табачной директиве снюс опять оказался под запретом, еврочиновники сделали удивленные глаза: кто обещал? когда? где это записано? Может, шведы поэтому и не ввели у себя евро, оставили свою крону – не очень доверяют евросоюзникам.
Снюс популярен в Швеции. Число его потребителей превысило число традиционных курильщиков: миллион на миллион. Число первых растет, вторых сокращается.
Снюс – это табак и соль, помещенные в маленький пакетик, который подкладывается под верхнюю губу. Организм получает привычную ему дозу никотина без неизбежных рисков, связанных с табакокурением.
Продается снюс во всех продуктовых магазинах Швеции — круглые коробочки-шайбы, в которые у нас раньше насыпали леденцы.
Кстати, само слово «снюс» в русский язык запустил Алексей Аксенов. Теперь, правда, к определению «снюс – это сосательный табак», нужно добавлять «шведский», так как снюс стал пользоваться спросом в Америке, где выпускается свой подобный продукт.
В России снюс запретили в 2015 года: помните, тогда поднялась волна отправлений спайсами – психотропными порошками на основе табака и химии. Не разобравшись в проблеме, где спайс, где снюс, депутаты запретили и снюс.
Swedish Match
Этот концерн ранее владел компанией General Cigar, в портфеле которой находились большинство марок-двойников (Cohiba, Romeo y Julieta, Montecristo и др.), а также супер-бренд Macanudo. Но несколько лет назад Swedish Match продала сигарный актив, как говорят, на пике, хорошо на этом заработав. И осталась со своим традиционным товаром – снюсом (на долю Swedish Match приходится 7 из каждых десяти баночек снюса, производимого в Швеции). Swedish Match – партнер и даже наверное друг русской «Нески». По крайней мере, эти компании связывают десятилетия делового сотрудничества, а их руководителей — личные дружеские отношения.
На фабрике Swedish Match нам показали все этапы производства – в том числе и «чистую зону», где происходит пакетирование продукции. Снюс по шведским законам относится к продуктам питания (табак проходит по другому ведомству), за которыми установлен жесткий контроль. Например, работникам в «чистой зоне» нельзя ничего ни пить, ни есть, т.е. в рот ничего класть нельзя – даже жевательную резинку. Можно только снюс. На фабрике отличная столовая – обеды доставляются сюда из местного ресторана, половину стоимости оплачивает фабрика. Нас покормили вместе с рабочими. Вся наша делегация – пять человек – решила взять рыбу, и тут выяснилось, что из ресторана в этот день привезли еду с расчетом на русских гостей, но, видимо, решили, что русские едят мясо. В общем, рыбы хватило только мне, остальные ели мясо.
Производство – космическое: станки, машины, роботы. Нас переодели в халаты и шапочки, и переобули в спецкроссовки. Жалко потом было выбрасывать эти халаты.
Патрик Хильдингсон, отвечающий в Swedish Match за связи с госорганами, представил нам презентацию «Снюс и здоровье». Выходило, что самый безвредный из всех табачных продуктов – снюс. Я был раньше уверен, что сигара.
Риксдаг
В Шведском парламенте – это мы уже в Стокгольме – нас принял депутат Йонас Якобсон и руководитель Шведской ассоциации производителей снюса Патрик Стрёмер.
«Снюс менее вреден и поэтому более приемлем для общества», – считает Йонас Якобсон. Он говорит, что шведы уверены, что в Швеции самый низкий процент курильщиков в Евросоюзе именно благодаря снюсу.
Нам показывают графики, цитаты исследователей, цифры, так много и так обстоятельно, что переводить приходится и Алексею Аксенову и Игорю Диденко, коммерческому директору «Нески».
Если снюс обладает такими исключительными характеристиками, то почему его запретили во всех странах ЕС, кроме Швеции? – спрашиваем мы.
«Вероятно по той же причине, по которой снюс запретили у вас, в России – глупость, ошибка», — говорит Патрик Стрёмер. Йонас Якобсон при этом подчеркивает: контролировать и регулировать надо, но контроль со стороны государства не должен быть избыточным.
Самые активные потребители снюса – Швеция и Норвегия (не член ЕС), а также Финляндия, граждане которой закупают снюс в Швеции. В последние годы растущее распространение приобретает в странах ЕС жевательный табак – это тот же снюс, но только с более крупными фракциями табака. Он разрешен в Европе, а также и в России.
Продолжение в среду, 13 сентября.
Андрей Лоскутов,
президент Российского сигарного союза