Эпос и судьба

События
В гостях у Московского сигарного клуба – поэт, переводчик, эссеист и исследователь литературы Максим Амелин.

Когда мы договаривались о встрече, Максим Амелин предложил – давайте поговорим об эпосе. Интересная тема, особенно в наше время. Открывая встречу, Андрей Лоскутов задал вопрос – а кому вообще интересен сегодня эпос? Как показал итог встречи – практически всем.

Для начала – что такое эпос? В обсуждение этого вопроса – выходя за рамки общепризнанного определения – включился весь актив клуба. Где та грань, отделяющая эпос, например, от романа? Границы размыты. С точки зрения Максима Амелина, и «Война и мир» Толстого – эпос, написанный в романической форме.

Отступая от древнегреческой классики, перешли к современности – насколько вообще поэзия важна в современной жизни? М. Амелин считает, что великих поэтов в мире не осталось. Последний истинный русский поэт – Иосиф Бродской – умер уже больше четверти века назад. Уходит не только великая поэзия, но и великая проза.

Почему? Предположили, что время диктует свои реалии. Стало быть, нет спроса, не читают. И нет предложения. И даже те, кто пишет сегодня стихи, редко помнят свои произведения наизусть. А раз так – кто же со стороны решит их выучить?

Но надежда присутствует. Мир слишком разогнался. И неизбежен обратный процесс – замедление. Мы нуждаемся в том, чтобы остановиться и задуматься.

Сейчас человечеству как никогда нужно эпическое сознание, чтобы суметь посмотреть на текущий момент в разрезе вечности. Эпос неразрывно связан с силой судьбы. Древние греки верили, что судьбе не могут противостоять не только смертные, но и боги. На какое-то время обмануть ее – да. Побороть – никогда.

В подтверждение неотвратимости судьбы Максим Амелин привел случай из собственной жизни. Шаманка в Якутии подарила ему монету, которая должна притягивать деньги и которую, как она обещала, невозможно потерять. Но наш гость ее потерял. Чтобы через какое-то время обрести вновь – случайно нашел такую же на берегу моря в Абхазии. Только уже золотую. Максим говорит, что вновь обретенная шаманская монета стала для него талисманом не хуже прежней.

Случайность? Или судьба? Ее знаки, несомненно, существуют. Нужно только смотреть на все с открытыми глазами и не пытаться разумно объяснить то, что невозможно постичь рационально. Полезнее задуматься – что ведет тебя к чудесам.

В завершении вечера А. Лоскутов задал М. Амелину вопрос – а есть ли что-то эпическое в курении сигар? Максим считает – несомненно. Вся великая литература XIX-ХХ веков была написала пьющими и курящими людьми. Сейчас период увлечения ЗОЖ. Вот и нет вдохновения…

В разговоре затронули много самых разных тем. Присутствовавший на вечере писатель Владимир Березин поделился с Сигарным порталом своими мыслями по итогам «сигарного понедельника».

Владимир Березин о встрече c Максимом Амелиным

Мне довольно сложно быть объективным, потому что я знаю Максима четверть века. Наш гость – это такой тип поэта, который обладает рациональным мышлением (в отличие от того типа поэтов, что витают в облаках). Именно это позволило ему быть издателем.

Во-вторых, это всё, конечно, безумно интересно, но нужно объяснить некоторые моменты, которые широкая публика вовсе не обязана знать.

Для начала значение слова «эпос». Что такое эпос до конца определить нельзя. Границы нечётки, примеры часто пограничны, и смысл в том, что литературу (по одной из классификаций) можно разделить на три типа: эпос, драма и лирика. Что не эпос – то лирика или драма, что не лирика – то эпос или драма, ну и что не драма – эпос или лирика.

Но куда важнее само вещество поэзии. Как я уже сказал при встрече, поэзия наименее уязвима из всех родов литературы. И когда гонорары истончились, поэты стали концертировать. Не все, конечно, но спрос на рифмованное высказывание по-прежнему высок. Общество уважает магию рифмы, потому что думает, что производство точных рифм очень трудно (на самом деле нет, и суть поэзии не в рифме).

Как мы понимаем, античные поэты не рифмовали свои творения, а как бы пели.

Потом появилась рифма и возникли термины силлабика и тоника.

Силлабика – это стихи, построенные на примерно одинаковом количестве слогов в строке. Говоря проще, такое стихотворение выглядит как столбик примерно одинаковой ширины.

Тоника – стихосложение, в котором важны не слоги, а ударения в строке. Вот как раз былины построены на тонике.

Силлабо-тоническое стихосложение – это способ производства стиха, где ударные слоги чередуются в определённом порядке, по схеме, которая называется «размер». Я объясняю это слишком просто, там гораздо сложнее, но это приводит нас к следующей стадии поэзии. Появился верлибр и белый стих (это разные вещи – в белом стихе пари внешней свободе есть размер).  А вот вам пример верлибра у Блока:

 

Она пришла с мороза,

Раскрасневшаяся,

Наполнила комнату

Ароматом воздуха и духов,

Звонким голосом

И совсем неуважительной к занятиям

Болтовней.

 

Вот поэтому очень интересно, что произойдёт с поэзией в будущем. Как она будет выглядеть? В какой форме существовать? Может, она вернётся к античности – все сидят (лежат), а поэт поёт за столом. Может, поэзия будущего, наоборот, вернётся к чёткой ритмичной декламации, как, скажем, многие пушкинские стихотворения. Ничего в точности не повторится. Но непонятно, откуда будут браться образцы. (Кстати, мысль о том, что рэп происходит из формы раёшника – верная, хоть и не общеизвестная).

Вторая часть разговора – архитектурная. Мысль о том, что Василий Блаженный – это готический собор несколько удивляет, но тем и хороши парадоксы, что позволяют задуматься самому, не беря ничего на веру, даже у авторитетного оратора. Это касается и описания Иродиона (места, которое тоже произвело на меня сильное впечатление, и о котором я как-то писал специально).

И, наконец, третья часть – разговор о судьбе. Ясно, что про это можно говорить бесконечно, но я бы сузил её до литературы (Если говорить о судьбе в жизни можно потонуть в словах). Вот Пушкин очень хорошо понимал важность судьбы в пространстве текста. Потому что судьба – это всегда важность детали. «И примешь ты смерть от коня своего» — вот образ судьбы. В начале появляется предсказание, а потом, в конце – конский череп. В великой повести «Метель» важно всё, и метель – это такая русская хтонь, попав в которую всякий обретает судьбу (и выходит преображённый). А в русском языке «судьба» – это одновременно и предназначение, и рок, и просто жизненный путь, биография.

Во встрече Московского сигарного клуба участвовали коллеги из Иркутского, Красноярского и Дальневосточного отделений РСС.

Фото: Ульяна Селезнева

Оцените статью