Бедная, бедная Россия. Последний русский император

События
О последнем нашем императоре Николае II мы говорили под сигару Caldwell «Последний царь» с портретом последнего Романова на банте.

Послушать Виктора Авдеева, кандидата исторических наук и доцента МГУ, члена МСК, пришло больше тридцати человек. Сигар, к сожалению, было всего две коробки – 20 штук. Достались они тем, кто записался раньше других.

Свой рассказ о Николае II Виктор Авдеев начал с истории поездки будущего императора в Японию, где он сделал татуировку в виде дракона, а затем – загадочная история – чуть не был убит японским городовым. В больнице Николая Александровича посетил император Японии, но примирения не последовало – Александр III повелел сыну немедленно возвратиться в Россию, прервав поездку. Тот не смел ослушаться.

Отметили, что, уже став императором, Николай II постоянно был вынужден оглядываться на людей своего окружения. Но, к его несчастью, вокруг не было тех, на кого можно было положиться и опереться – приходилось лавировать между интересами различных кланов и групп. Не забывая еще об одном долге – не обидеть не совсем здоровую, но горячо любимую супругу, которая буквально изводила его своими истериками.

Многое Николай действительно пустил на самотек. И одна из распространенных точек зрения состоит в том, что нельзя начать править с Ходынки и не закончить на станции «Дно». Однако нельзя назвать императора безвольно плывшем по течению, но и нельзя не признать, что часто император был не в состоянии придерживаться выбранной линии. Время от времени Николай II проявлял характер. Например, когда в 1915 году потребовалось принять командование у великого князя Николая Николаевича – император нашел в себе мужество встать во главе русской армии и взять на себя всю полноту ответственности за происходящее на фронте.

В конце вечере Николай Касьянов, наш товарищ по клубу и один из руководителей «Интерфакса», задал провокационный вопрос – считает ли кто-то из присутствующих канонизированного Николая II святым. Таких среди нас не нашлось. Члены МСК  оказались едины в том, что нельзя – говоря словами поэта – «разрисовывать голову в рога или в сияния».

Итог вечера подвел президент РСС Андрей Лоскутов: «До начала нашей беседы я полагал, что мы все привычно были уверены: Николай — царь слабый. Семьянин хороший, но правитель слабый. По мере рассказа настроение менялось: от — перефразируя про Павла I – “Бедный, бедный Николай” до “Бедная, бедная Россия”. Куда бы властитель ни вел свой народ и страну, он должен вести. Не шататься, не колебаться, не вздыхать – вести. Николай II не смог».

Перед расставанием обсудили прокуренную сигару – Caldwell «Последний царь» Churchill. Мнения о ней так же разделились, как и о самом императоре. Подробнее о витоле – в рубрике «Ремарки».

Оцените статью