Какие сигары курят горячие финские парни?

События

                — Курить будем у меня дома, — говорит Юкка Сван, президент сигарного клуба Робайна. – Больше в Финляндии курить негде. 

                Мы сидим в двухкомнатной квартирке, уставленной хьюмидорами и огромным количеством саквояжей. В открытые настежь балконные двери врывается бодрая финская весна и ощутимо бьет холодом по ногам. 

Юкка Сван, президент Финского сигарного клуба

                — В каком объеме антитабачные уложения Евросоюза коснулись Финляндии? 

                — Еще недавно сигары были у нас в 280 ресторанах. Теперь – от силы в четырех-пяти. Исключены для курильщика все публичные места, исключен весь транспорт… Проще сказать, что осталось: открытые веранды ресторанов. 

                — Открытые веранды – для Финляндии это особенно актуально. 

                — Но в Евросоюзе этого не понимают! Им все равно: Италия, Испания, Швеция… Один из ресторанов – Савой– сделал тент на открытой веранде, поставил газовые обогреватели. Однако официант не имеет права заходить туда – ты ему делаешь заказ в зале, он приносит и оставляет перед верандой. При том что Савой очень дорогой отель и ресторан. Есть еще закрытые частные клубы, где можно курить – например, у камина или в библиотеке. Если же во время курения зайдет один человек и скажет, что он против, –

Юкка подписывает свою книгу: «Другу Андрею Лоскутову и друзьям гаванских сигар из Московского сигарного клуба»

 

все должны прекратить курение. 

                — Владелец сигарного бутика Davidoff в Ло ндоне Эдвард Саакян рассказал в интервью нашему коллеге, что английские афисионадо просят власти разрешить открытие сигарного клуба и готовы сами себя обслуживать, лишь бы дали возможность сделать клуб для любителей сигар. В Англии меры покруче финских – там даже в личных автомобилях запретили курение. 

                — В полном объеме антитабачные меры вступают в силу на территории Финляндии с 1.06.2009. Мы, кстати, тоже собираемся сделать закрытый сигарный клуб. Это будет обособленное помещение размером около 90 метров с баром и сигарной комнатой. Это станет тем местом, где любители сигар смогут вести себя естественно – сидеть и курить так, как они хотят. Не быстренько. («Не быстренько» — Юкка произносит по-русски). 

                — Вы знаете русский? 

                — Чуть-чуть (это опять по-русски). Когда-то я хорошо говорил по-русски. Но теперь все забыл. Я долго проработал в России. Тогда еще в СССР – был строителем. И своим увлечением сигарами в какой-то степени обязан именно России. Как-то мой приятель – мы сидели в гостинице «Прибалтийская» в Ленинграде – предложил попробовать сигару. Я выкурил Churchills Romeo y Julieta. И, разумеется, не правильно – затягиваясь. Мне не понравилось. Но через какое-то время мне позвонил из Хельсинки знакомый и попросил купить для него сигары. Это были 80-е годы. Разница в цене на сигары в СССР и Финляндии была колоссальная. Я стал возить сигары. 

                — Впервые слышу, чтобы для кого-то Россия стала сигарной крестницей. 

                — Да это так. Но потом пришел Горбачев и прекратил экспорт сигар в СССР. 

                — Бедный Горбачев – он не только СССР развалил, но и поломал Ваш бизнес! 

                — О да! Он поступил очень не хорошо по отношению к сигарам. Но иногда судьба делает тебе предложения, которые ты понимаешь не сразу. Со второй половины 90-х годов я начал уже по-настоящему увлекаться сигарами – курить, искать сигарные

С таким серьезным видом Юкка подходит к тестированию сигар

 

контакты, занялся настоящим сигарным бизнесом – создал коммерческую организацию JS Cigars OY. Учредил некоммерческую структуру — Сигарный клуб Робайна. 

                — В честь робайновской линейки? Или в честь Алехандро Робайна? 

                — Второе. Портрет Алехандро Робайна – это фирменный знак нашего клуба. Кстати, единственного в мире сигарного клуба с именем Робайна. И это имя у нас – совершенно официально, Робайна дал согласие и стал первым членом клуба. 

                — Когда вы образовались и какое количество любителей сигар объединяете? 

                — Год создания – 2000-й. Сейчас у нас 480 членов, и которых 380 в самой Финляндии, в том числе около 50 человек – в Хельсинки. Это единственный такой сигарный клуб Финляндии. В некоторых городах – например, Турку, Тампере, Оулу – есть свои сигарные клубы, но неформальные, и они входят в наш клуб. 

                — Каковы задачи клуба, его структура, есть ли вступительные и членские взносы? 

                — Задача? Сигарная культура в Финляндии… Как это сказать? Чуть-чуть! (опять по-русски). Мы хотим ее поднимать. В клубе есть президиум, который состоит из пяти человек: президент, секретарь, финансовый консультант, два члена президиума. Решения принимаются простым большинством голосов. Есть вступительный взнос – 50 евро в год, а дальше – оплата участия в разовых мероприятиях. 

                — В Московском сигарном клубе кроме вступительного взноса есть еще и членские ежемесячные взносы. Вы не думали о введении таковых? 

                — Мы уже это практически сделали. У нас теперь будет три взноса: вступительный – тысяча евро, ежегодный – сто евро и ежемесячный – двадцать евро. Это те средства, на которые мы должны открыть помещение для

Два президента – Московского и Хельсинского сигарных клубов

 

клуба. 

                — Вы сказали о мероприятиях клуба – мол, они оплачиваются отдельно. Что это за мероприятия? 

                — В году шесть ключевых мероприятий – это гала-ужин, под который мы арендуем ресторан или его часть, рассылаем приглашения всем членам клуба и получаем от них подтверждения. Каждый член клуба может пригласить двух гостей. Гала-ужин проводится раз в два месяца. Стоимость участия — 60-100 евро, которые включают ужин и сигару вечера. Обычное число участников – 30-40-50 человек.
Раз в год мы выезжаем в какую-то страну – например, на Кубу, в Эстонию и т.д. В группе обычно около 20 человек. Ну, вот мы договорились с президентом Московского сигарного клуба, что в сентябре, возможно, состоится поездка в Россию, в Москву. 

                — Какие сигары предпочитают в Финляндии? 

                — 95 процентов – это Куба, «гаваны». Процента три – «доминиканы». Оставшееся – на все остальное. 

                — Впервые слышу от такой плотности кубинских предпочтений – 95 процентов! 

                — Да, вы не ослышались. Это именно так и есть. Ваш президент привез нам попробовать две русские сигары – одна Kirsanoff, сделанная по русскому рецепту в Гондурасе или Никарагуа. Крепкая сигара с ароматом ванили. И вторая – сделанная русскими торседорами на русской фабрике – самая северная сигара в мире. Любопытно. Но мы, финны, привыкли к «гаванам». 

                — Кто поставляет «гаваны» в Финляндию? 

                — Я. 

                — То есть Ваша JS Cigars OY? Вы – покупаете сигары у Habanos, наверное, в Таллине и привозите в Хельсинки? 

                — JS Cigars – это, собственно, я и есть. А еду я не в Таллин, а в Гавану (Юкка показывает глазами на саквояжи), закупаю сигары и везу их в Таллин. Часть – в саквояжах, часть – контейнером, который сразу поступает на таможню. За одну поездку привожу от 100 до 300 коробок сигар, в зависимости от сезона – зимой, конечно, меньше. Все – строго по закону. Да иначе и не получиться – меня уже очень хорошо знает таможня, я делаю минимум шесть поездок в год, и я уже не могу пройти через зеленый коридор. Весь привезенный товар остается на таможне около двух дней – таможня проверяет, сообщает мне – все нормально, я появляюсь, наклеиваю марки, отплачиваю налоги и забираю товар. 

                — Сколько дней Вы ждете марки? 

                — Ни сколько. Иду в любую типографию и через пару

А это я – автор, Нина Лоскутова-Шангуа

 

часов они готовы. Это мои персональные марки, на которых обозначено название моей компании, стоимость одной сигары, количество сигар и стоимость сигарной коробки. Я предпочитаю поставлять сигары в Эстонию – там таможенные сборы составляют семь процентов, а в Финляндии -72 процента от стоимости сигары. 

                — То есть получается, что Вы человек-оркестр – делаете один то, что делает целая организация под названием Habanos? И не исключено, что часть сигар, привезенных Вами в Эстонию, потом экспортируется в Россию, поскольку главный склад, через который идет поставка «гаван» в Россию расположен в Таллине? 

                — Не знаю. Но точно то, что те сигары, которые я привез с Кубы, потом появляются в Финляндии – билет на вертолет Хельсинки-Таллин-Хельсинки стоит около 40 евро, а со скидкой – и дешевле. Лёту – меньше получаса. Вот и получается – за пару часов и тридцать долларов можно купить те же сигары по значительно более выгодным ценам.  

                — Можете подарить мне несколько акцизных марок? 

                — Сколько хотите. Но – зачем? 

                — На самом деле я возьму только одну марку. Это так, вопрос-проверка. Дело в том, что русский бизнесмен ни за что не отдаст ни одной марки – они строго подотчетны, за утрачу или порчу марки нужно написать объяснение и т.д. Сами марки изготовляются в течение трех месяцев на госпредприятии – на том же, где печатаются дензнаки. Но и заказав марки, их нельзя получить до тех пор, пока не внесешь авансом акцизные платежи… 

                — Строго. Но поэтому – я слышал – ваши бизнесмены и стараются надуть таможню. Всеми силами. В Финляндии по-другому. Товар должен быть быстро растаможен. Я заплатил акцизы и получил свой товар. А таможня отправляет данные в налоговый орган, который смотрит – сколько сигар я ввез и сколько налогов потом заплатил. Ввез много, а заплатил мало – сразу: иди сюда, будем разбираться. 

                — Вы постоянно летаете на Кубу. Ради любопытства – статистику полетов ведете? 

                — Последняя поездка была 161-я по счету. 

                Нина Лоскутова-Шангуа, 
                Москва-Хельсинки

Оцените статью