Шереметьево просит огоньку

Ремарки
На сайте международного аэропорта Шереметьево опубликована статья из «Коммерсанта», в которой речь идет о возвращении курилок в аэропорты. Сегодня Сигарный портал размещает на своих страницах этот материал.

На сайте международного аэропорта Шереметьево опубликована статья из «Коммерсанта», в которой речь идет о возвращении курилок в аэропорты. Сегодня Сигарный портал размещает на своих страницах этот материал.

  Руководство столичного аэропорта Шереметьево потребовало вернуть в здания транспортного узла курительные комнаты, запрещенные два года назад законодательством. По мнению представителей аэропорта, запреты неэффективны, так как посетители все равно незаконно дымят в туалетах. Идею возврата курилок поддерживают комитет Госдумы по охране здоровья, а заодно 84% гостей крупных российских аэровокзалов, опрошенных ВЦИОМом. Минздрав и некоторые эксперты выступают против смягчения запретов, благодаря которым удалось снизить потребление табака в РФ на 17%.

  Просьба Шереметьево вернуть курилки обсуждалась на слушаниях в Общественной палате РФ. Представители аэропорта сообщили, что пассажиры постоянно жалуются на незаконное курение в туалетах, полиция с нарушителями не справляется и в итоге 42% опрошенных посетителей авиаузла «подали заявки на изменение ситуации». «Шереметьево не карательный орган, а зона комфорта, — пояснила начальник центра общественных связей аэровокзала Анна Захаренкова. Если будем получать столько негативных отзывов, наш авторитет на международной арене снизится». Ведущий научный сотрудник Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Федор Борисов прогнозирует, что без курилок авиаузел проиграет борьбу за трансфертных пассажиров, летящих из Европы в Азию, другим крупным авиационным хабам, например, в Финляндии. «Если человек 11 часов летит из Китая и не обнаруживает курилки при пересадке, в следующий раз он через Москву не полетит», — уверен господин Борисов. Эксперт полагает, что только у «Аэрофлота» трансфертных пассажиров 30% и авиакомпания может терять из-за антитабачных запретов до $2 млрд (методика расчета, впрочем, уточнена не была).

  С 1 июня 2013 года в России действует антитабачное законодательство, запрещающее курить на вокзалах, стадионах, в школах, аэропортах и на лестничных клетках жилых домов, а также рекламировать сигареты в СМИ. С июня 2014 года под запрет попало курение в заведениях общепита, а также выкладка сигарет на витринах торговых точек. Ограничения, как выяснилось, оказались эффективны. По данным Всемирной организации здравоохранения, в начале 2013 года в России курили 44 млн человек, потребляя 390 млрд сигарет в год. В Минздраве сообщали, что за первый год действия антитабачных запретов курить в РФ стали меньше на 17%. Сопоставимое падение продаж фиксировали и производители табака.

  На слушаниях в Общественной палате были представлены результаты опроса 1 тыс. посетителей Шереметьево, аэропорта Сочи и нескольких других российских авиаузлов, который в мае 2015 года провел ВЦИОМ. По словам начальника отдела по взаимодействию с органами госвласти ВЦИОМа Кирилла Родина, 91% респондентов знают об ограничениях на курение в аэропортах, а 37% опрошенных лично сталкивались с нарушителями запретов. «Это говорит о том, что данная норма не работает», — считает господин Родин. По данным ВЦИОМа, 84% респондентов поддержали идею возврата курилок.

  Однако с этим согласны не все эксперты. По словам сопредседателя Российской антитабачной коалиции Дарьи Халтуриной, лондонский аэропорт Хитроу и 60% авиаузлов в США не оборудованы курилками, но не страдают от этого в экономическом плане. «Курение вредно, забирает у курильщика от 8 до 14 лет жизни и дорого обходится государству, тратящему средства на лечение онкологии, инфарктов и инсультов», — добавила госпожа Халтурина. «Комфорт курильщика – странное понятие, государство не может создавать места для ухудшения здоровья граждан», — считает член координационного совета по борьбе против табака при Минздраве РФ Виктор Зыков. Эксперт сослался на результаты другого опроса ВЦИОМа, где 82% опрошенных граждан поддержали запреты на курение в аэропортах и вокзалах. А депутат Госдумы Дмитрий Носов демонстративно подарил на слушаниях представителям Шереметьево детектор дыма. «Установите в аэропорту, надеюсь, больше у вас отговорок не будет», — пояснил он. Резко против идеи любых послаблений в антитабачном законодательстве ранее выступал и Минздрав.

  В Госдуме сейчас находится несколько законопроектов о возврате курилок в аэропорты. В парламентском комитете по охране здоровья эти инициативы поддерживают. «За два года правоприменения мы уже можем обобщить опыт и сказать, что немного перегнули палку. У каждого туалета полицию не поставишь, да и нельзя создавать для курящих невыносимые условия», — заявил «Ъ» глава комитета Сергей Калашников.

  В Шереметьево уже разработали новый дизайн курилок – предполагается, что это будут комнаты с черными кожаными диванами, барными стульями и фикусами под специальным логотипом Smoking Lounge. Представители аэропорта подчеркнули, что стены курилок должны быть непрозрачными, стеклянные комнаты в аэропортах Дюссельдорфа и Милана их раздражают. Однако господин Калашников считает, что именно так они и должны выглядеть: «Когда идешь мимо этого аквариума и видишь завесу дыма, желание курить не возникнет». Примечательно, что в Шереметьево курилки уже возвращались в сентябре 2013 года, но затем были демонтированы по требованию транспортной прокуратуры.

   Прессу читала Оксана Сергеева-Маленькая

Оцените статью