Жизнь, разделенная на семь

Записки афисионадо

«Семь жизней» (“Seven pounds”). США, 2008, 123 мин. Режиссёр Гэбриэл Муччино, автор сценария Грант Нипорте, оператор Филипп Де Сур, художник Дж.Майкл Рива, композитор Анджело Мили. В ролях: Уилл Смит, Розарио Доусон, Вуди Харрельсон, Барри Пеппер, Джо Нанес, Майкл Или, Робинн Ли



«Семь жизней» предлагает невиданно откровенный для современного молодящегося общества разговор о смерти.



Милан Кундера писал, что есть три фазы знания о смерти. Сначала ты не подозреваешь о ней. Потом знаешь. А потом думаешь о ней. С Беном Томасом мы знакомимся в третьей фазе. Внезапно осенившее Бена знание конечности нашего существования словно открывает ему глаза и позволяет увидеть, сколько боли и страдания «деликатно» скрыто от нас за стенами больниц или даже самых обычных домов.

Психологи считают, что состояние глубочайшего стресса, которым чревато переживание смерти близких людей, можно преодолеть при помощи компенсаторной деятельности, потому что самое страшное, что происходит, когда мы по-настоящему узнаём о чужой (а, следовательно, и своей собственной!) смертности, это полный паралич нашего желания что бы то ни было делать. Любое, самое простое, желательно механическое занятие может помочь человеку восстановить его связь с миром живых. Однако рана, нанесённая Бену его знакомством со смертью, столь глубока, что путь возвращения в мир людей для него навсегда заказан.

Поразительная сила воздействия фильма в большой степени коренится во взрослом уровне размышления на эту страшную тему. Зрелость человеческого сознания состоит в умении взглянуть без розовых очков религиозного или любого другого самообмана на самую суть нашего места в мироздании. Наверное, мало кто задумывается, почему во всех культурах человеческая душа изображается с крыльями. В глубокой древности, когда человечество только начало осмыслять феномен смерти, почивших выносили за пределы поселения и оставляли на съедение хищным птицам.

Раздать себя и победить смерть — примерно это же делает и Бен. Найдя семерых достойных и неизлечимо больных людей, он убивает себя, чтобы его сердце, глаза, костный мозг позволили бы жить другим. Английское название фильма «Семь фунтов» намекает на шекспировского «Венецианского купца», в котором должник обязывался компенсировать невыплаченный долг фунтом мяса из собственного тела. Путь, который выбирает для себя Бен, может показаться кому-то чудовищным, однако сам он понимает его, как единственное доступное человеку бессмертие и искупление. Необычайно важным мне представляется, что люди, получившие благодаря Бену второй шанс, принадлежат к разным национальностям и вероисповеданиям.

Почти невыносимо высокая трагическая тональность, с которой нигде не сбиваются авторы фильма, и потрясающее исполнение главной роли Уиллом Смитом помогают нам осмыслить, насколько важно не позволить знанию смерти парализовать сознание, научиться жить в хрупком, подверженном смерти мире и сделать саму смерть источником жизни. Предельно условное, притчевое изложение не мешает нам прочесть в фильме послание, которое любой из нас в состоянии реализовать в собственной жизни. Суть этого напутствия когда-то блестяще сформулировал в «Обыкновенном чуде» Григорий Горин: «Слава храбрецам, которые живут себе, как будто они бессмертны!»

Ирина Светлова ©

кандидат искусствоведения

Брюссель

специально для Сигарного портала

Оцените статью