«Я ненавидела курение»: путь новозеландки к нормальности

Записки афисионадо
Если кто-то помнит наш довольно давний разговор насчет того, как американец Майкл Макфадден стал яростным врагом всех и всяких борцов с курением, то… Макфадден – автор знаменитой книги «Препарируя мозги антитабачников», классического описания того, какие мысли и рефлексы делают человека одним из самых неуважаемых персонажей на Земле, занятых в жизни тем, чтобы мешать другим людям курить.

Так вот, Майкл в студенчестве попал в радикальную группу борцов… с автомобилями. Это было движение, на полном серьезе пытавшееся промывать людям мозги насчет того, что автомобильный выхлоп очень вреден (что вообще-то правда). И на основании этого студенты мечтали создать всемирное движение, которое сделало бы автомобили морально неприемлемыми для всех и каждого.

Потом Майклу повезло – он, еще студентом, занялся другими делами (статистикой и пропагандой как наукой) и получил шанс посмотреть на себя, прежнего, со стороны. Увидеть, как в нем вырос дракон нетерпимости к людям в сочетании с задорной уверенностью – я сейчас всех обману, закидаю фальшивыми цифрами, подчиню своей воле, и воздух будет чище. Вот так, с самоанализа, начался его путь к другому Макфаддену — одному из лучших в мире специалистов по разоблачению фальшивой статистики антитабачников.

Но это было относительно давно. А сегодня на одном из сайтов вейперского движения вышел очерк о несколько более молодом персонаже такого же рода – о новозеландке Мариве Гловер. И там мы видим до смешного похожий ее рассказ о собственном прошлом. «Я была одним из типичных курильщиков, которые бросают и потом тратят всю свою жизнь на то, чтобы демонизировать и оскорблять курильщиков», рассказывает она.

Что ж, все психологически точно, бросившие очень часто звереют и начинают делать именно это, чтобы оправдать в собственных глазах свой поступок. У Маривы начиналось все с того, что она болела бронхитом, и какой-то врач сказал ей, что надо бросать. И дальше – «чтобы бросить, мне пришлось выработать в себе ненависть к курению».

Выработала, занялась делом, и еще как занялась. Вообще-то шутки шутками, но Марива какое-то время была главой ключевой антитабачной организации своей страны – End Smoking NZ, то есть «прекратить курить в Новой Зеландии». И одновременно профессором по общественному здравоохранению в Университете Мэсси, со 120 опубликованными работами по поведению людей в соответствующих ситуациях.

Вот там, в университете, это с ней и случилось. Десять лет назад она столкнулась на лекции с голландской студенткой, приехавшей в Университет Окленда, то есть со свежим человеком со стороны, с незамутненными мозгами. Обсуждалось все то же – как заставить людей прекратить курить. И Марива выдвинула идею: заставить табачные компании смазывать фильтр краской, чтобы курильщик ходил везде с пятном между губами. Ну, а потом таких людей надо стыдить и стыдить.

И студентка сказала: да что за жуть. Как вам такое могло прийти в голову – делать такое с людьми? И у Маривы в этой самой голове что-то щелкнуло. Она начала вспоминать, что вот такие идеи только и гуляют в «замкнутой пещере табачного контроля», они, эти идеи, всех участников только радуют. «Там фанатики и запретители все еще держат всех под контролем».

В общем, с этого момента Марива начала свой сложный уход от фанатиков… куда? Она могла бы, конечно, перейти в другой лагерь, к нормальным людям, которые считают: да просто, без разговоров, убрать антитабачных фанатиков подальше от человеческих обществ и жить нормально. Но вместо того эта женщина выбрала средний вариант, втянулась в движение посредине, за альтернативные средства доставки табака. Активист есть активист.

Так уж получилось, что антитабачное движение раскололось именно по этому признаку – большая часть людей, убежавших оттуда, агитирует за всякий вейп и прочие штуки. Просто потому, что это работает: хочешь бросить курить – переходи на альтернативные средства, а все прочее, включая моральный террор, тут не годится.

Кстати, Марива ушла туда не одна, а со своей организацией или ее частью. Ну, и понятно, что кому же, как не ей (с товарищами) видеть, насколько жуткие последствия у антитабачной политики, если ее навязать государственным структурам. Люди ведь в теме, практически профессионалы, и не так уж важно, что они агитируют за всякие вейпы – важно, что они видят реальное положение в реальной жизни.

Вот Марива Гловер про это реальное положение и рассказывает. Вы думаете, что самая катастрофическая страна по части провала борьбы с курением – это Австралия. Но ее маленькая соседка ничуть не лучше.

С одной стороны, официальные цифры утверждают – в 1992 году курили 27% населения, сейчас вроде как 10,9%. Однако при этом происходит вот что: резкое увеличение потребления алкоголя и марихуаны, которая в стране все еще нелегальна, хотя во множестве государств ею пытаются заменить табак.

А еще есть грабежи. Это – странная особенность именно Новой Зеландии, где не только законодательно увеличивают цены на табак, но и пытаются сокращать число магазинов, им торгующих. Результат – везде орудуют молодежные банды, которые эти магазины грабят и направляют награбленное на черный рынок. Что занятно, в этом начали участвовать и люди из табачных магазинов, включая их владельцев: мы скажем, что вы нас ограбили, а вы… То есть создается громадная сеть нелегальных продаж табака. Ну, и понятно, что, как и везде, курят сейчас больше, чем пару лет назад, причем именно молодое поколение.

Вот такая поучительная история. Которая наводит на мысли: а как у нас живут сегодня те персонажи, которые яростно проводили в России все те же людоедские антитабачные идеи? Есть, конечно, активисты с чем-то вроде травмы головы, которые и сегодня готовы завести заново свою волынку, с обязательным послесловием: вот вы приходите в наши клиники, мы вам поможем, психотропные таблеточки наготове… Но что-то их в последние несколько лет не очень видно и слышно.

А ведь наверняка есть и умные. Которые в какой-то момент поняли, чем занимались, и тихо-тихо ушли от провала и позора. И было бы очень неплохо таких людей, хоть парочку, обнаружить и с ними поговорить, лучше даже под запись. Пусть расскажут, какими были фанатиками и как им потом стало стыдно.

Оцените статью