Фестиваль кубинских сигар в Гаване в очередной раз показал, что он — флагман фестивального движения в мире сигар. Из-за запретов на курение и нагнетания антитабачной риторики фестивали становятся, пожалуй, единственными крупными событиями в сигарном мире. Меня всегда интересовали не столько развлекательные мероприятия, сколько те тенденции, которые впервые проявляются именно на этих фестивалях. Это и новые сигары, и новые лица, и новые концепции.
Мы с нетерпением ожидаем очередных фестивальных мероприятий, поскольку именно там становятся очевидными концептуальные изменения в сигарном мире. Более подробно о фестивальных мероприятиях можно почитать в тематических СМИ, но кое-какие подробности все же хотелось бы подчеркнуть еще раз.
Очевидным становится факт: мировые сигарные производители ищут новые форматы, новые вкусы и новую концепцию продвижения. Одна из таких новинок — уменьшение времени, которое уделяет среднестатистический потребитель сигаре, и производители предлагают небольшие форматы, сохраняющие максимум вкуса.
Чтобы противостоять антитабачному лобби, производители все чаще стремятся «заглянуть в глаза» каждому конкретному потребителю. Все чаще и чаще меняется общая концепция прошлых лет — «мы выпускаем лучшие сигары в мире»! Теперь производители хотят быть еще ближе к потребителю, и концепция «privat label» набирает обороты. Это и частные небольшие партии, и клубные сигары, и региональные серии. Нам приятно, что, наконец-то, и к России сигарные производители стали проявлять повышенный интерес. В этом году мы впервые получим собственную региональную серию от крупнейшего мирового производителя, Habanos S.A.
Надо отдать должное руководителям российского импортера гаван — сеньорите Теиксо-Балиньяс и сеньору Гонсалесу за то, что мы сможем попробовать русскую региональную серию уже в этом году. Премьера, кстати, пройдет осенью во время очередного концептуального мероприятия — Habanos Day.
Тенденции последних лет позволяют говорить, что сигарный мир стремительно меняется. Некогда сигарная Великобритания переживает сегодня не самые лучшие времена — сигар там курят все меньше и меньше, а сигаретная Россия — все больше. Юго-Восточная Азия показывает впечатляющие результаты, а отдельно взятый Китай уже берет на себя обязательства выкурить весь ежегодно производимый в мире сигарный табак к началу следующего десятилетия.
В этих условиях производителям сигар хочется быть ближе к новому потребителю. Но как это сделать — понимают немногие. С одной стороны, есть традиционные рынки и отпускать их в свободное плавание не хочется, с другой — есть новые и очень привлекательные территории, а что с ними делать пока не понятно. В связи с этим возникает вопрос — насколько нам это вообще интересно? Не могу говорить за всех, озвучу собственное скромное мнение — безусловно, интерес присутствует, но хотелось бы большего диалога. Помните тютчевское «умом Россию не понять»? В этом и скрывается наша самая большая тайна — мы настолько разные, что подбить нас всех под какую-то концепцию просто не реально.
Что я имею в виду? Традиционный подход любого сигарного производителя к своим покупателям строится на старинной англосаксонской системе — джентльмены в клубах у камина курят сигары и говорят о высоких материях. Обязательный атрибут англосаксонского взгляда на сигарную церемонию — наличие определенного социального статуса и ритуальность действия. Сегодня все совершенно не так, но зашоренные в своих взглядах на этот основополагающий принцип аристократических гостиных прошлого века производители, похоже, совсем запутались. Определенный диссонанс внесли американцы. Их концепция проста и незамысловата, как, впрочем, и сам среднестатистический янки: сигара — просто хорошее курево (stogie по-американски) и должна она стоить вменяемых денег, курить ее можно где угодно (в рамках закона, разумеется) и как угодно.
Кроме того, старинные традиции англосаксонского сигарокурения на российской почве приживаются с трудом. Большинство тех, кто состоит в различных а-ля «Английский клуб» собраниях, — люди абсолютно далекие от сигар. Все, кто состоит в этих «элитарных» сообществах, ну, или абсолютное большинство — born in the USSR. И нет у нас генетической памяти на врожденный аристократизм. Более того, вчерашний теневик или партийный деятель, состоящий в этаком «джентльменском» клубе, — вышли все из народа. Поэтому классические британские традиции у нас не работают. И работать не будут. А эту концепцию с маниакальной настойчивостью нам пытаются преподнести, с одной стороны, те, кто хочет на этом заработать (собрать взносы) и те, кто хочет «правильно» отпозиционировать свои сигары.
С другой стороны, и американская концепция в чистом виде в России также не приживается. Посудите сами: у нас нет столь масштабного потребления сигар по сравнению с США и у нас никогда не будет таких привлекательных цен на эту продукцию. Кроме того, американская концепция продвижения, которую у нас также пытаются активно копировать, например, байкерское движение с сигарой — тот же пшик. Байкеры в большинстве своем абсолютно не сигарные перцы.
Тогда что же есть? Кто мы такие?
Как бы банально это не прозвучало, мы идем своим путем (слова Ульянова-Ленина). Мы до сих пор ищем себя, примеряем то смокинг, то косуху, не замечая, что все мы пока в «валенках». Сермяжная правда нынешней российской сигарной действительности — полнейшая разобщенность и тотальный нигилизм. Расслоение по своим сигарным «квартирам» наиболее ярко проявляется в Сети, особенно в Москве. Остальная сигарная матушка Рассея смотрит на эти дрязги взглядом усталым и обреченным…
Так что же мы можем предложить нашим «благодетелям»-производителям? Для начала неплохо было бы внятно им представить себя. Не с позиции своего «скворечника», не разноголосым хором «неоперившихся цыплят», а уверенно заявляя — нам нравится и это, и то; было бы супер, если бы мы увидели то-то и то. Производители сами в растерянности — чего они хотят? И только мы можем им помочь в этом. Как? Это долгий процесс и одного голоса отдельно взятого ДД крайне мало.
Разве мы не хотели бы, чтобы к нам чаще приезжали с мастер-классами и семинарами? Рассказывали и делились особенностями своих производств? Дружески похлопывали по плечу и искренне смотрели в глаза? Но к кому ехать? В клуб N? На мероприятие издания Y? Они же тоже понимают, что пока есть такая разобщенность, достаточно того, что они присутствуют здесь в портфелях импортеров, а почему не продаются их сигары — одному Богу известно…
Что могло бы стать такой общеобъединяющей идеей? Мне видится, как минимум, диалог, желание слышать друг друга. Как еще один из вариантов — совместная подготовка россиянина к следующему конкурсу Habanosommelier. После этой фразы предвижу очередное восклицание: «Тебе надо — ты и готовь! Надоел уже со своим конкурсом!» Дело не в конкретном конкурсе, хотя и в нем тоже. В этом году мы показали мировому сообществу абсолютно новый тип российского сигарного человека — в теме, прекрасно изъясняющегося на иностранных языках, с глубокими знаниями предмета. И знаете, нас в мире уже заметили. До этого новости из России на Западе были только в негативном ключе, а последний конкурс дает нам повод вспомнить, что мы тоже часть мирового сигарного пространства, и далеко не последняя. Что меня лично наполняет гордостью. А когда тебя заметили и оценили не «по одежке», а по уму, то это и есть правильно.
Дмитрий Друца,
специально для Сигарного портала