«Убил старушку, чтобы прославиться!?»

Записки афисионадо

«Убийства в Оксфорде» («The Oxford Murders»). Великобритания, Испания, Франция, 2008, 107 мин. Режиссер Алекс Де Ла Иглесиа, сценаристы Алекс Де Ла Иглесиа, Хорхе Геррикаэхеварриа, оператор Кико Де Ла Рика, композитор Роке Баньос. В ролях: Элайджа Вуд, Джон Херт, Берн Горман, Джим Картер, Джули Кокс, Анна Мэсси, Доминик Пинон, Леонор Уотлинг, Майкл Мирс, Сара Кроуден, Роке Баньос, Джон Сноуден, Джеймс Ховард, Алан Дэвид, Йен Ист, Джеймс Уэбер-Браун, Алекс Кокс, Том Фредерик, Наоми Вестерман, Мартин Н. Дэйви, Джеймс Фидди, Брюс Джемисон, Дуан Генри, Тим Уоллерс.

Амбициозный математик Мартин, приехавший в Оксфорд продолжить свою научную работу, становится невольным участником убийств. И вскоре понимает: он — своеобразный катализатор, выявивший латентную готовность жителей университетского городка к правонарушению. Походя брошенная им фраза — не нужно бояться быть свободным, — парадоксальным образом воспринимается Лорной в качестве рекомендации убить свою больную престарелую мать, мешающую устройству её личной жизни. Стремясь отвести подозрения от дочери близких друзей, профессор Селдом, кумир Мартина, выдумывает серийного убийцу, якобы предупредившего его о своём намерении и поставившего-де себе целью опровергнуть утверждение учёного, что поведение преступника не может быть просчитано по законам чистой логики, а всецело находится в компетенции психиатра.
Вдохновителем дальнейшего снова оказывается Мартин, предложивший Селдому версию «незаметных» убийств, жертвами которых становятся смертельно больные. Тщеславно стремясь во что бы то ни стало заслужить похвалу мастера, Мартин помогает Селдому сложить из случайных смертей видимость логической цепочки. Но нравственность подобна вини-пухову мёду: она или есть или её нет, её не может быть половина, и она не позволяет с собой баловаться. Невинная, казалось бы, интеллектуальная игра оборачивается трагедией, когда мнимым предвидением следующего шага несуществующего убийцы решает воспользоваться отчаявшийся отец, чья больная раком дочь срочно нуждается в донорских лёгких.
Утверждая, что никакой истины за пределами математики нет, что мир никогда не исчерпан доступными нашему восприятию видимостями, профессор Селдом высокомерно считает возможным поставить самого себя над всем остальным человечеством, по своему невежеству незнакомым с этой основополагающей мыслью философии ХХ века. Больше, нежели спасение дочери своих друзей, его, очевидно, занимает сам феномен конструирования реальности по одному ему подвластным законам. «Оксфордские убийства» — псевдодетектив, в котором преступление обретает бытие по мере того, как Селдом его «расследует». Остроумно и изобретательно фильм иллюстрирует идею первичности интеллектуального усилия по отношению к материи.
Вместе с Селдомом Мартин приходит к неутешительному выводу: присущая человеку потребность в логике не имеет ничего общего ни с истиной, ни с нравственностью. Возможность всегда найти правило, объясняющее любую последовательность символов, ни в коей мере не может послужить для человека опорой на пути добродетели. Более того: прямиком уводит на криминальную тропу.
Тень Достоевского, мелькнувшая в образе русского соседа Мартина, концептуально важна для авторов. Уродливый и психованный, как, видимо, и полагается русскому в представлении западного интеллекта, Фёдоров придуман ради полувопросительной фразы, брошенной Мартину: «Убил старушку, чтобы прославиться!?».
Наверное, наибольшее удовольствие от фильма получат те зрители, которые не прогуляли своего урока по логике. В противном случае, они рискуют оказаться в нелепом положении инспектора Петерсона, мучительно, но безрезультатно пытающегося уследить за стремительностью рассуждений своих подозреваемых о рядах Фибоначчи, Логико-философском трактате Людвига Витгенштейна и тетраксисе Пифагора. Жаль тех, кто пропустит длинный, виртуозно построенный по принципу внутреннего монтажа кадр, собравший в как бы произвольном движении всех основных персонажей интриги. Начинающийся с потрясённого лица убийцы и заканчивающийся крупным планом убитой, кадр может послужить своеобразным эскизом дальнейших событий, поскольку мельком покажет нам как того, кто решится совершить предсказанное убийство, так и источник его вдохновения.
Этот фильм — из тех немногих, что отстаивают честь кино, как серьёзного вида искусства, для адекватного восприятия произведений которого от зрителя подчас требуется весьма высокий интеллектуальный и образовательный уровень.

Ирина Светлова ©

кандидат искусствоведения

Брюссель

специально для Сигарного портала

Оцените статью