Алексей Апальков, ведущий рубрики «Вы в каком полку служили?»: Так как большая часть моей военной службы прошла в Военно-воздушных силах, то в этой рубрике будет много историй про авиацию. Сегодня хотелось бы рассказать про самолёт Ту-16.
На протяжении десятилетий он оставался основным самолётом в авиационном компоненте сил стратегического сдерживания СССР. Ту-16 морской авиации выполняли задачи слежения и сопровождения авианосных ударных групп США во всем Северном полушарии.
Во время Шестидневной войны 1967 года израильские ВВС, благодаря использованию фактора внезапности, уничтожили на аэродромах 30 Ту-16 египетских ВВС, а один иракский бомбардировщик был сбит над территорией Израиля. Самолёты египтян находились на открытых стоянках и уничтожались израильтянами напалмовыми и бомбовыми кассетами во время пролёта вдоль рулёжной полосы. После этого вся советская военная авиация начала переводиться на капонирные стоянки.
В арабо-израильской войне 1973 года египетские Ту-16 приняли ограниченное участие, выпустив в общей сложности 25 ракет КСР-2 и КСР-11, из которых своих целей достигли лишь пять. Были потеряны два самолёта, оба экипажа погибли.
Бомбардировщики Ту-16 принимали участие и в ирано-иракской войне, базируясь на авиабазу Аль-Валид возле сирийской границы и периодически участвуя в налётах на иранские города.
Во время Афганской войны Ту-16 неоднократно применялись для бомбардировки территории Афганистана. В апреле 1984 года самолёты 1225-го тяжелобомбардировочного авиаполка 31-й ТБАД участвовали в панджшерской операции по подавлению группировки моджахедов Ахмад Шаха Масуда. Вместе с бомбардировщиками Ту-22М2 и фронтовой авиацией 40-й армии они создали невиданную в истории плотность авиации над панджшерской долиной — обзорный радиолокатор баграмского аэродрома, предназначенный для сопровождения 100 целей одновременно, «захлёбывался» от перегрузки. Основным вооружением Ту-16 во время этой операции были фугасные бомбы ОФАБ-250.
Летом 1986 года перед Дальней авиацией была поставлена задача — подавлять опорные пункты моджахедов, расположенные в пещерах. Бомбометание обычными калибрами не приносило результатов, так как пещеры были выдолблены в камне и бетонированы. Было принято решение использовать самые тяжёлые из серийных обычных авиабомб — ФАБ-9000, аналог британской Grand Slam. К тому времени единственным самолётом советских ВВС, который мог нести ФАБ-9000, был Ту-16. Задачу поставили перед 251-м тяжелобомбардировочным полком из Белой Церкви. Бомбометание тяжёлыми фугасами по склонам дало впечатляющий эффект: сход сотен тонн камней хоронил устья пещер и подходы к ним, на дно ущелий валились карнизы, немногочисленные дороги и тропы упирались в нагромождения скальных глыб. На поиск обходных путей противнику приходилось тратить недели.
А это рассказ лётчика морской авиации о маленьком эпизоде боевой учёбы великой страны:
Ту-16К-10-26. Конец семидесятых — начало восьмидесятых.
Сидим на Сахалине. Минус около 30-ти градусов.
Кабины у нас грели только для зам. ком. АД (авиационной дивизии) и выше. А на Сахалине вообще никому. Наверное, нечем было. Вылет на РП по маршруту в сторону Магадана четыре часа. Рулим по очереди. У командира руки в перчатках замерзают моментально, у меня в меховых варежках несколько дольше. Отдаю свою правую меховушку. Ему рулить стало теплее, а мне — холоднее держать штурвал. Он его давно бросил, а был ветерок, но очередность руления никто не отменял. Только интервалы стали побольше.
Мой командир — белорус, недавно пришел к нам из ДА. Борец-вольник в какой-то тяжелой категории. Я — 174 рост, 60 кг, соответственно, вес. Ничего себе соотношение весовых категорий!
Взлетаем. Думаю: правый летчик мастерски убрал шасси, закрылки, фары и после трудного взлета мирно задремал. Не тут-то было! Споткнулся на первом же пункте! Не могу нажать кнопку уборки шасси и все тут. Примерзла, зараза. Где уж там и что замерзло, не знаю, но явно насмерть.
Докладываю командиру, убираю закрылки, фары. Попутно выслушиваю много чего интересного по поводу дохляков, набранных в армию, и как из-за них приходится мучиться нормальным белорусским парням.
Командир и говорит, нет, скорее рычит: «Смотри, как надо!». Кладет свою лапу на пульт управления шасси и… Ужасно стыдно, но я даже немного обрадовался, результат-то тот же! Не в здоровье, стало быть, дело!
Хорошо, что облачность стояла низкая, никто нас не видел. Но потерять четыре часа налета! Заработать какую-нибудь гадость, типа предпосылки. И из-за чего! Тут даже я озвереть готов был. Но звереть мне не дали, а дали команду держать штурвал. Мне, кроме как головой, оказалось, работать нечем, а КК разошелся не на шутку. Смотрю, ворочается, как медведь в берлоге. А штурман Жора ворчит: и скорость-то не растет, и высоту-то мы медленно набираем. Доворчался! И без СПУ услышал все, что о нем думают. Повернулся к нам в поисках правды, мол «за что» и, как он сам говорил, ну как бы это помягче… А! Был несказанно удивлен.
Командир отстегнулся, скрючился как мог, сел на корточки на свое сиденье и долбит пяткой по пульту! Это при его-то габаритах! Потом на земле с установленными чеками я пробовал повторить — не получилось. А на Сахалин мы летали только в сапогах. Унты моментально промокали и не успевали высохнуть.
Мне, как назло, ничего, кроме как снять штаны и отогревать этот пульт теплой задницей, в голову не приходит! Прошло минуты полторы-две. «Все, — говорит, тяжело дыша. — Докладываю… возвращаемся».
И тут меня все-таки осеняет. Не зря же я так напряженно думал: «Подожди докладывать! Есть идея».
И я, боясь спугнуть удачу, нажимаю на верхнюю маленькую кнопку выпуска шасси. Если кто помнит, она служила для безударного снятия шасси с замков при выпуске и, кажется, открытия створок.
И она легко так утапливается. Шасси пошли на уборку. Командир смотрит на меня и спрашивает: «И что, ты ее так все четыре часа держать будешь?».
Оказалось, совсем недолго. Циркулирующая в системе «гидравлика» буквально через минуту разогрела пульт. Кнопка уборки шасси начала шевелиться. Еще через минуту я ее спокойно утопил и отпустил. Подождал положенные 30 сек. и установил нейтрально. Все замечательно! Вот уж действительно «мастерски убрал шасси»!
После мне никто ничего не сказал, но командир (по должности зам. ком авиационной эскадрильи) провел занятия в эскадрилье по особенностям уборки шасси в условиях низких температур. Без конкретики…