«Прячься!» Германия, Россия, 2010, 92 мин. Режиссёр Джонни О’Рейли, авторы сценария А.Колмогоров, Джонни O’Рейли, оператор А.Симонов. В ролях: С.Гармаш, А.Гуськов, П.Логачёв, А.Шагин, М.Александрова, Е. Пазенко, С.Юшкевич, В.Гусев.
Сближение культур в идеале должно служить взаимообогащению. В идеале. В жизни обильный поток американской кинопродукции нередко парализует наших мастеров. Желание сделать «не хуже» приводит к созданию произведений безликих, лишённых национальной и авторской неповторимости.
«Прячься!» — профессиональный, бойкий детектив с непременными ложными подозрениями, неожиданными сюжетными ходами, внезапно появляющимися новыми персонажами, страстной любовной историей и абсолютно непредсказуемой развязкой. Своеобразие сюжета заключается в том, что действие развивается одновременно в двух пластах. Лишь в финале загадочные события на метеорологической станции и их расследование сливаются в единый временной поток, приводящий нас к кровавой, как и следует по законам жанра, развязке. Вначале же пребывание двух следователей на опустевшей метеостанции и их попытки понять, что же стало причиной исчезновения людей, периодически перемежается эпизодами, непосредственно предшествовавшими трагедии. Такой оригинальный драматургический ход позволяет зрителю не просто пассивно следовать за рассуждениями гениального сыщика, стремясь угнаться за его безупречной логикой, но стать наблюдателем в обеих параллельных сюжетных линиях. В результате искушённому любителю детективов, знающему, что главный злодей непременно таится среди основных действующих лиц, становится особенно трудно его обнаружить.
Фильм неплохо смотрится. Хотя некоторые драматургические ходы, — выигрышные, нагнетающие атмосферу мистического ужаса — оказываются то ли недодуманными, то ли адресованными не слишком внимательному зрителю. Совершенно необъяснимо, например, почему, стреляя от ярости в воздух, герой С. Гармаша убивает сразу трёх ворон, упавших к тому же рядком? Как с развитием конфликта связано будущее закрытие метеостанции и кому в этом медвежьем углу может понадобиться гостиница, под которую якобы собираются переделать полуразвалившийся барак, населённый пока метеорологами? Не говоря уже о том, что о мотивах поступков главного злодея можно было бы хоть что-то рассказать.
Однако главным недостатком фильма кажется то, что ядрёные словечки и точные психологические портреты, словно, повисают в воздухе, поскольку произойти подобная история любви, ненависти, алчности и мести могла бы в любой стране и во все времена. Ничего специфически русского обнаружить в ней не удаётся даже при очень пристальном рассмотрении. Если переименовать героев из Андрея Владимировича и Вячеслава Игоревича в Джона и Билла, то больше уже не нужно менять ни единой реплики, чтобы действия происходило на Аляске.
Весьма искусственным выглядит в фильме контраст узнаваемых типажей и реалий и откровенно голливудского сюжета. Нельзя сказать, что С. Гармаш и А. Гуськов сыграли в этом фильме свои лучшие роли, но они создали живые образы, за которыми, как и полагается в школе переживания, читаются прожитые судьбы. Чего нельзя сказать об остальных персонажах. Им не удалось выбраться за пределы ходульных фигур, в появлении и исчезновении которых слишком прозрачно читается авторский произвол — молодого ирландского режиссёра Джонни О’Рейли. Его пригласили в российский проект в основном за хорошее знание русского языка, который он изучал в Дублине и Москве. Для автора документальных, телфильмов, игровых короткометражек — «Прячься!» стал дебютом в полнометражном кино. Поэтому вполне объяснимо, что в фильме доминирует взгляд иностранца, просто хотевшего снять качественный детектив, пересмотрев для этого всего Хичкока, и ему было абсолютно всё равно, с какими актёрами и на каком языке он будет работать.
В защиту фильма можно сказать, что он, безусловно, выигрывает по сравнению с другой недавней попыткой подладиться под международные стандарты — фильмом «Как я провёл этим летом», действие которого тоже разворачивается на метеостанции. Хоть героев «Прячься!» и трудно квалифицировать как типичных представителей русского народа, но фильм не грешит дурной и абсолютно неоправданной претенциозностью и патологической растянутостью повествования.
Ирина Светлова,
кандидат искусствоведения
специально для Сигарного портала