Поздно исправлять научное вранье о курении? А почему поздно?

Записки афисионадо

Вот такая статья на американском ресурсе Slater – длинная, мгновенно знаменитая (множество моих знакомых пересылают ее сейчас друг другу). Называется «Мы использовали ужасную науку, чтобы оправдать запреты на курение».

  Тут надо знать тонкости английского: «ужасная» — это низкого качества, да позорного просто качества. То есть это не наука вовсе.

 
Автор, Джекоб Грайер, начинает со ставшего уже образцом медицинской фальсификации «чуда в Элене» — это городок в США, когда после запретов на курение в 2003 году число инфарктов мгновенно снизилось за краткий срок на 60% (ну, потом фальсификаторы стали цифру эту понижать сначала до 40%, потом еще ниже – как водится).

  И что интересно: автор либо не знает, либо просто не упоминает тот факт, что для «чуда» взяли статистику трехлетней давности, то есть взятую до запретов, хотя и опубликованную после таковых.

  Он вместо этого тщательно перебирает множество научных исследований, которые после «чуда» пытались разобраться – правда ли табачный дым вредит окружающим, и правда ли, что запреты, соответственно, улучшают здоровье людей.

  И приходит к вот каким выводам: «сегодня, когда у фактов было достаточное время, чтобы накопиться, стало ясно, что экстравагантные обещания, сделанные антитабачными группировками – что запреты принесут невероятные улучшения по части кардиологии – так и не подтвердились. Более новые и более серьезные исследования среди большего числа людей установили, что налицо либо минимальная, либо просто отсутствующая связь между запретами на курение и краткосрочными тенденциями по части инфарктов».

  Дальше он переходит уже к долгосрочным тенденциям, которых тоже не выявлено. И к исследованиям по части онкологических заболеваний – тоже никакой их связи с пассивным курением не выявлено. И к прочим исследованиям насчет пассивного курения. Все с одним и тем же результатом. Никакого вреда некурящим окружающим от табачного дыма наука не выявила, хотя времени и сил было затрачено достаточно.

  Вот такая цитата из Джекоба: «современная наука опровергает алармистские фантазии, которые употреблялись для того, чтобы продать публике запреты на курение». И еще: «доклады, сообщавшие о волшебном снижении числа инфарктов, попадали в заголовки по всей планете, тогда как более серьезные исследования, опровергавшие эти данные, в масс-медиа еле засвечивались».

  Вот это она и есть – «ужасная наука». Точнее, вообще не наука, а массовая и подлая обработка мозгов.

 
Хорошо, но самое интересное вот в чем: зачем автор статьи все это написал? Ведь он не сказал ничего нового, кроме хорошо известных вещей.

  Внимательные читатели моих колонок могут прочитать статью в Slater целиком и увидеть, что все медицинские доклады, которые там упоминаются, я подробно в этих своих колонках разбирал и цитировал. Это давно уже известно, что табачный дым не вредит окружающим, и наука это доказала. Зачем же автор статьи это все собрал вместе?

  А дело в том, что у него есть предложение. Звучит так: ситуацию не исправить, слишком многим в США внушили, что дым – угроза, вряд ли стоит ожидать, что люди снова будут курить в самолетах или в супермаркетах, но… Но, может быть, пора взяться за ум и пересмотреть самые дикие из запретов? Раз уж сейчас всем ясно, что строились они на вранье… Дело прошлое: ну, врали. Но давайте как-то успокоимся, перестанем в переполохе придумывать все более безумные ограничения, и примиримся, да?

  Джекоб, заметим, по профессии бармен. Но при этом известный в США персонаж, блогер, любимец публики. Он знает, что делает, и знает, почему сейчас надо такие вещи говорить, и почему с осторожностью.

  Я бы ему ответил: а кто сказал, собственно, что ситуацию не исправить? Перед нами простой случай. Случай обмана, массового издевательства над ни в чем не повинными людьми, то есть преступление. Надо наказать виновных, вынести общественное порицание тем, кто помогал виновным по недомыслию, и исправить, компенсировать ущерб. В том числе – возможно — снова начать курить в самолетах и где угодно еще. То есть дать людям шанс постепенно самим решить, как сделать хорошо и для курящих, и для некурящих, для напуганный невежд и знающих. И еще надо сделать выводы на будущее, чтобы никто больше не смел врать людям, а сами люди научились бы проверять информацию. Просто, не правда ли?

  Но мои британские коллеги высказали по этому поводу несколько разумных мыслей. Они говорят: смотрите, Джекоб не говорит – «вы использовали ужасную науку», он говорит «мы». Перед нами разговор среди своих.

  Обратите внимание, для кого пишет автор, подмечают британцы. Читатели Slater – это та самая публика, для которой глобальная кампания табачных запретов была частью мечты по переделке мира по американским образцам. Это демократы, люди провалившейся Хиллари Клинтон и ненавистники Трампа и республиканцев. С ними сейчас говорить надо ласково, они знают, что у них все рушится, но не желают этого признавать. И все же говорить надо, потому что когда заигрался, то надо уметь останавливаться. И сейчас самое время все это им высказать, свои – своим, потому что внутренне демократы и глобалисты вообще-то чувствуют, что как раньше не будет.

  И вот — что им предлагается? Остановиться. Некоторые запреты – снять. Только некоторые. И ни в коем случае не признавать вот так сразу, что вся построенная на «ужасной науке» кампания уже погибла, и не заявлять, что туда ей и дорога.

   

   Дмитрий Косырев

Оцените статью