«Эффект бабочки. Откровение». (“The Butterfly Effect. Revelation”). США, 2009, 90 мин. Режиссёр Сет Гроссман, автор сценария Холли Брикс. В ролях: Крис Кармак, Рэйчел Майнер, Мелисса Джонс, Кевин Йон, Линч Р.Трэвис, Сара Хабель, Миа Серафино, Хью Магвайр, Ричард Уилкинсон, Шантель Джиакалоне.
Конечно, придумать что-нибудь оригинальное намного сложнее, нежели заполнить хорошо зарекомендовавшую себя схему новыми сюжетными ходами. Первый «Эффект бабочки» был настолько же оригинален по замыслу, насколько сложен по концепции. В качестве бонуса на ряде дисков за фильмом даже следовала беседа физиков и математиков, рассказывающих о возникновении и использовании термина «эффект бабочки», принятого в теории хаоса для обозначения непредсказуемой вариативности последствий каждого, даже самого малозначительного, на первый взгляд, события. В повести Рэя Брэдбери «И грянул гром» путешественник во времени случайно наступил на бабочку в эпохе динозавров, куда он отправился поохотиться. Вернувшись, он обнаруживает, что это ничтожное происшествие перевернуло весь последующий ход истории.
Авторов фильма 2004 года интересовал не фантастический аспект гипотетической возможности прыгнуть в прошлое или в будущее, а стандартная психологическая реакция человека на стрессовую ситуацию: желание отменить случившееся, исправить свою или чужую ошибку. Соблазнительная способность по собственной воле возвращаться в ключевые моменты своей жизни и реализовывать альтернативные варианты бытия — это и породило персонажа, в своей безудержной гордыне претендующего на власть над судьбами других людей. Но преисполненному наилучшими намерениями Эвану не удавалось изменить жизнь к лучшему: ни свою, ни чужую — несчастья окружающих возрастали в результате его вмешательств в естественный ход событий.
Первая «Бабочка» явно не предполагала сиквела. В финале главному герою приходилось предотвратить собственное рождение, а, следовательно, уничтожить и саму возможность скачков во времени. Потрясающая концовка, когда Эван усилием воли убивал самого себя в утробе матери, вышла настолько шокирующей, что для жизнерадостного американского зрителя была придумана значительно менее пессимистическая развязка. А с оригинальной режиссёрской версией познакомились лишь обладатели дисков. Но жуткое ощущение беспомощности человека перед неумолимой судьбой оставалось даже и тогда, когда Эван спасал любимую девушку превентивным самоустранением из её жизни, но не отменял собственного существования.
После разочаровавшего второго фильма 2006 года третий «Эффект бабочки» просто поражает катастрофическим снижением уровня заявленной темы. Вместо мужественной попытки философского осмысления нашей ответственности за совершённые поступки, здесь — параноидальное стремление влюблённой в своего брата извращенки уничтожить всех его потенциальных возлюбленных, чтобы он достался-таки ей одной. В результате фильм дотянул только до ординарного триллера с элементами ужастика и у него нет практически никаких шансов сохраниться в памяти зрителя. Претенциозное добавление слова «откровение» к названию выглядит неуместной пародией на глубокую концепцию первого фильма.
Ирина Светлова ©
кандидат искусствоведения
Брюссель
специально для Сигарного портала