«Обитаемый остров». 2 фильма. Россия, 2008. По мотивам одноимённого романа А. и Б.Стругацк
их. Режиссёр Ф.Бондарчук, авторы сценария Э.Володарский, М.Дяченко, С.Дяченко, оператор М.Осадчий, автор музыки Ю.Потеенко. В ролях: В.Степанов, А.Серебряков, Ю.Снигирь, Ю.Куценко, С.Гармаш, А.Михалкова, А.Мерзликин, П.Фёдоров.
Написанный на излёте 60-х «Обитаемый остров» братьев Стругацких обладал всеми признаками классической антиутопии. Но тогда до отмены коммунизма в России было ещё далеко, и великие провидцы Стругацкие вынуждены были снабдить внешней фашистской символикой тоталитарное общество, в которое волею судеб попал свободомыслящий борец за справедливость и один из любимых героев знаменитых фантастов — Максим Каммерер. В противном случае у романа не было бы никаких шансов быть опубликованным. Читатели тогда были тренированными, и их трудно было обмануть видимостями. Даже дух захватывало оттого, насколько точно зомбирующие толпу излучатели на планете Саракш выражали идею коммунистического оболванивания. Основная масса безропотно повиновалась, а немногочисленные «выродки», не подверженные коллективному гипнозу, в том самом 68-м, когда писался роман, выходили на Красную площадь, но воздействовать на социальную систему, в силу своей крайней малочисленности, никак не могли.
Экранизация романа вышла спустя 40 лет в принципиально иных исторических условиях. Поэтому совершенно необъяснимым кажется, почему в качестве эмблемы планеты Саракш авторы решили сохранить напоминающие свастику кресты. Конечно, здорово, что мы можем снимать фантастические боевики не хуже американцев. И герои у нас сражаются на лету, как Нео с Морфеусом, и натурализмом мы вполне уже можем сравняться с Мелом Гибсоном, и венчает интригу поцелуй в диафрагму — всё в соответствии с незыблемыми американскими киностандартами. Только вот роман, который в годы детства и юности авторов экранизации читался, как откровение, стал в их исполнении поводом для не более чем откровенно эпигонского произведения, призванного в лучших советских традициях «догнать и перегнать Америку».
В условиях жёсткого финансового неравенства с киногигантами Соединённых Штатов не только российскому, но и европейскому кинематографу трудно поддерживать свою самобытность. Особенно если речь идёт о наиболее дорогих жанрах — таких как фантастика. Но, скажем, «Ночной дозор» блестяще доказал, что это если и нелегко, то отнюдь не исключено.
В финальном диалоге двух землян, каждый из которых на свой манер пытается воздействовать на социальное устройство планеты Саракш, вскользь возникает тема ответственности за революционное вмешательство в судьбу людей, за последствия поспешно принятых кардинальных решений. Чуть более педалированные, нежели в романе, консервативные реплики Странника-Рудольфа об экономике и инфляции выдают практические знания авторов о тяжёлых итогах российской перестройки. Но и этот мимолётный намёк тут же забывается ради впеч
атляющего, но уже бесконечное количество раз повторенного в американском кино очень дальнего отъезда.
Поразительным образом авторы умудрились полностью уничтожить «второе дно», которое и сделало братьев Стругацких культовыми писателями в интеллигентских кругах 60-70-х годов. Конечно, можно радоваться, что сегодня нам уже не нужно читать между строк, и мы можем без задней мысли просто наслаждаться острым сюжетом и классными компьютерными эффектами. Но жаль, что в качестве повода для проходного боевика был использован классический роман жанра социальной фантастики, целью которого было не вульгарное развлечение, а антизомбирование — отверзание глаз.
Ирина Светлова ©
кандидат искусствоведения
Брюссель
специально для Сигарного портала