Израиль, который есть, часть четвертая

Записки афисионадо
День четвертый …Прямо с утра, чуть не бегом, отправились в Старый Город, в тот Иерусалим, где когда то правил Ирод Великий, стоял Первый, а потом и Второй Храм, где правили царь Давид и его мудрый сын Соломон. Но главное... главное по его улицам две тысячи лет назад ходил сын Господа, Иисус Христос. В этом Городе Он был распят, воскрес и вознесся, оставив своих учеников в недоумении.
См. части первуювторуютретьюпятуюшестуюседьмую, восьмую.
  День четвертый
  …Прямо с утра, чуть не бегом, отправились в Старый Город, в тот Иерусалим, где когда то правил Ирод Великий, стоял Первый, а потом и Второй Храм, где правили царь Давид и его мудрый сын Соломон. Но главное… главное по его улицам две тысячи лет назад ходил сын Господа, Иисус Христос. В этом Городе Он был распят, воскрес и вознесся, оставив своих учеников в недоумении. 
  Вошли через Яффские ворота. Первой целью была Стена Плача, так русские называют Западную Стену Второго Храма, всё, что осталось от него. Навигация после перезагрузки телефонов заработала (а то все русские виноваты, ага, чаще перегружаться надо), но куда идти — все равно непонятно. Общее направление просматривалось: «Вон туда!» Но куда «туда» в этих узеньких улочках? Куда «не туда»? И мы увязались за итальянской группой (других под рукой не оказалось). И уже минут через тридцать стояли перед Стеной Плача. 
  Очень. Очень знаковое место. Сильно исторически и духовно. Но духовность не совсем наша. Хотя Иоанн Павел Второй позволял себе записочку. И другие… Но мы не Иоанн и не Павел, мы писать ничего не стали.
  От стены (мы подумали, и я решил) стали выбираться к Львиным воротам, чтобы прямиком выйти на нашу святыню: на Скорбный Путь Христа, Виа Делороза. Однако по полному незнанию и абсолютной дезориентации выбрались диаметрально противоположно, к Сионским воротам. Я почесал свой бестолковый, лысый затылок, изучил карту и решил сделать ход конём: обойти старый Иерусалим до Львиных ворот по кругу. Вот, на бумаге – делов то… Однако по факту обходили минут сорок и к Львиным воротам вышли уже изрядно замученные, а впереди главное, самое главное из главного. Виа Делороза, 14 остановок Пути Страдания.
  На входе зашли в греческую церковь, передохнуть… 
  Иногда, мне кажется, что любой католик нам брат больше, чем наш православный грек. Вспоминается, как в монастыре Святой Екатерины у горы Синай, который наполовину построен и оснащён русскими царями, записки на русском не принимают. Категорически! На латинском, греческом, арабском, пожалуйста, а на русском нет! Зашли в греческую церковь и вышли. 
  В этот раз, чтобы не заблудиться на Пути, мы увязались за поляками. Истовые католики они несли крест, ну и мы за ними. 
  Шли мимо меняльных лавок, магазинов с сувенирами и безделушками, мимо кофеин, булочных и овощных лавок, а вокруг не прекращая ни на минуту кричали арабские торговцы, менялы, кафешники, и было непонятно, а почему? а, собственно, что они вообще тут делают? Почему кричат? Почему торгуют? Здесь! Почему? Тут же такая дорога… Но потом я понял, и тогда, две тысячи лет, когда Он шёл с Крестом, было всё точно так же, так же призывно кричали торговцы, менялы, так же торговались покупатели, а Он шёл, падая, и некому было Ему помочь, подставить плечо… Хотя, да… Симон Киреянин. Был. Один. Ученики все разбежались.
  Зачем-то мы решили обогнать процессию с крестом и тут же заплутали… туда поворот… сюда поворот… кресты, амулеты, младенцы, за доллары, евро, шекели… Куда? Куда?! Туда? Не туда? А куда?! Насилу разобрались. 
  Уже перед храмом зашли в свою родную церковь Александра Невского (уф, действительно свои девчонки-монахини), поставили свечи, оставили записки и… И снова заплутали. Да что ж такое! Спасибо торговцу-армянину, указал путь истинный: «Видишь флаг? – ткнул он пальцем, – туда иди. Иконку не купишь? А свечку?» Мы не слышали его, мы шли в Храм Гроба Господня. В самый главный Храм.
  Я не делал фотографий. И писать ничего не буду. 
  «Не горело ли в нас сердце наше?» Горело. Пылало!
  …Выбирались через Новые ворота. Хорошо, живём рядом, есть хотелось страшно. Фалафель, хумус и шаурма, которая продавалась на улице нас не возбуждали, дома нас ждала любимая картошка с курицей (не зря же мы вчера бегали по рынкам и магазинам), а ещё хотелось посидеть в тепле… Как говорится, не май месяц! 
  После обеда снова вышли в городе прогуляться. Бессистемно. Просто так. Взяли и ушли от центра на север. И вдруг попали в совершенно удивительное место. 
  Днем, проходя мимо Дамасских ворот Старого города, мы буквально чиркнули по арабской части, теперь же углубились в хасидскую часть. Евреи-ортодоксы! Кипа, пейсы, чёрные костюмы, широкополые высокие шляпы, женщины в чёрном с детьми, по пять-шесть таких же, с пейсами и в черном. И везде они, везде, не одна две пары, а везде!
  Когда смотришь телевизор и показывают дальние заморские страны с экзотическими (для тебя!) людьми, ты воспринимаешь картинку спокойно, ну да, ну есть такое… Но когда сам попадаешь в такой мир, сознание соскальзывает и опрокидывается, да нет, не может быть такого, не Стена же Плача, обычная же улица, откуда столько чёрных шляп (встречались даже медвежьи), столько пейсов, столько лапсердаков?
  Обалдевшие, мы насилу выбрались из хасидской части города, выдохнули и вдруг сразу оказались возле автовокзала. Всё у нас рядом.
  Обратно шли через стройку, в Тель-Авиве живёт брат Собянина, в Иерусалиме тоже живёт, тоже всё перерыто, тоже всё строиться. Меняют панельные гетто на фешенебельные высотки. Асфальт на плитку. Да-да-да-а. И мне интересно, а хасиды в этих дорогущих высотах тоже жить будут? Они же нигде не работают…
  Заканчивали день снова на рынке, не нашлось другого более интересного места в округе. Шли, шли и зашли. А там опять огурчики, помидорчики, то, сё… В общем, как ни крути всё всегда заканчивается жрачкой. 
  Но днём сердце горело. Точно горело, я это теперь долго помнить буду.
  Очень краткая история Иерусалима в датах
  Всё началось сильно давно:
  За 3500 лет до Р.Х. на холме Офеле рядом с источником Гихон племенами иевусеев было основано поселение, которое называлось Иевус или Салим. И лишь спустя 2500 лет, около 1000-го года до Р.Х. Давид завоевал  Иерусалим и объявил его столицей Объединенного Израилева Царства, перенеся в него Ковчег Завета. «И пошел Давид и весь Израиль к Иерусалиму, то есть к Иевусу. А там были Иевусеи, жители той земли. И сказали жители Иевуса Давиду: не войдешь сюда. Но Давид взял крепость Сион» (1Пар. 11:4, 5). Через пятьдесят лет Сын Давида Соломон в 950 до Р.Х. построил Первый Храм богу Яхве (Иегове) на Храмовой горе над Камнем (Скалой) Основания (над камнем, с которого началось сотворение мира) и поместил в него Ковчег Завета. А в 931 до Р.Х. Объединённое Царство разделилось на Израиль и Иудею. Иерусалим остался столицей Южного Царства — Иудеи.
  Через двести лет, в 721 до Р.Х., Северное Царство (Израиль) завоевали ассирийцы. 10 израилевых колен из 12 пропали в никуда. А Иерусалим остался единственной столицей единственного еврейского государства.
  В 586 до Р.Х. вавилонский царь Навуходоносор завоевал теперь уже Иудею и разрушил Иерусалим. Вместе с Иерусалимом был разрушен и Первый Храм. Ковчег Завета исчез. Оставшихся евреев переселили в Вавилон.
  С 537 по 332 г.г. — так называемый Персидский период: Персидский царь Кир, завоевав Вавилон, разрешил евреям вернуться в Иудею, восстановить Иерусалим и начать строительство Второго Храма на Храмовой горе. А в 332 до Р.Х.: в ходе военного конфликта между греками и персами Александр Великий (Македонский) завоевывает Иерусалима. 
  Великий воитель с уважением относится к Храму.  Но в 169 до Р.Х.: сирийский царь (македонской династии) Антиох Епифан уже осквернил Храм, установив в нём статуи греческих богов. После смерти Александра Великого, империю разделили его полководцы, Египет и Иудея перешла под власть Птолемеев. Птолемеи вполне терпимо отнеслись к евреям, но во II веке Иудею захватила другая греческая династия, Сирийских Антиохов, и отношение к евреем кардинально поменялось. 
  После осквернения Храма евреи поднимают восстание, которое возглавляет Иуда Макковей и в 164 до Р.Х. евреи освободили Иерусалим и восстанавливают осквернённый Храм. 
  63 до Р.Х.: Очередное завоевание Иерусалима. Теперь в Иудею пришли римские легионы Гнея Помпея. Началась римская оккупация.
  С 40 до Р.Х. по 4 с Р.Х.: Правление Ирода Великого под протекторатом Рима. Начало перестройки Второго Храма. Рождение Иисуса Христа. 
  63 с Р.Х.: Окончание перестройки Второго Храма и строительства Новой городской стены.
  70 с Р.Х.: Восстание евреев, неудача и разрушение Иерусалима и Второго Храма римлянами.
  132-135: Очередное восстание евреев под предводительством Бар-Кобы, и окончательное поражение, разрушение Иерусалима римским императором Андрианом, второе расселение евреев, строительство на месте Иерусалима языческого города Элия Капитолийского.
  326-335: Восстановление Иерусалима матерью Константина Великого (Римского императора) Еленой, как христианской святыни. Строительство Храма Гроба Господня.
  В 438-м Византийская императрица Евдоксия разрешает евреям вернуться в Иерусалим.
  614: Очередной захват Иерусалима персами.
  629: Захват Иерусалима византийцами.
  637: Захват Иерусалима арабами-мусульманами.
  691: Строительство арабами-мусульманами Купола над Скалой на Храмовой горе.
  710: Строительство первой мечети в Иерусалиме на Храмовой горе.
  1009: Разрушение Храма Гроба Господнего мусульманским правителем Халифом аль Хакимом. Начало гонения на христиан и иудеев. 
  1099: Крестоносцы Готфрида Бульонского захватывают Иерусалим и основывают Иерусалимское Королевство. Восстановление Храма Гроба Господнего. Переделка Мечети и Купола на Храмовой горе в церкви. Гонения на мусульман и евреев.
  1187: Египетский мусульманский правитель Салах эд Дин (Саладин) отвоевывает Иерусалим у крестоносцев, восстанавливает мусульманские святыни (Мечети и Купола). Мусульмане и евреи снова возвращаются в Город.
  1192: Третий крестовый поход под предводительством Фридриха Барбаросса и Ричарда Львиное Сердце. Восстановление в правах христиан в Иерусалиме.
  1219: Строительство новой стены Иерусалима султаном Малик аль Муттамом.
  1244: Разграбление Иерусалима кочевниками – квазимийскими турками.
  1260: Египетские мамелюки захватывают и становятся правителями Иерусалима. Возвращение евреев.
  1517: Османская Империя вступает во владение Иерусалимом. Строительство новой стены Сулейманом Великолепным (это те стены, которые мы сегодня видим).
  1700: Строительство Синагоги Хурба («Развалины»).
  1860: Первое поселение евреев за стенами Города.
  1917: Завоевание Палестины и Иерусалима Британией у Османской Империи (Турции).
  1948: Образование государства Израиль. Передача Западного Иерусалима под юрисдикцию Израильского государства.
  1967: Шестидневная война. Война между Израилем с одной стороны и Сирией, Египтом, Иордании, Ираком и Алжиром с другой. Поражение арабской коалиции. Захват Восточного Иерусалима Израилем. Иудеям, христианам и мусульманам всего мира открывается доступ к святыням в Старом городе и на Храмовой горе.
  1973: Война Судного Дня. Война между Израилем, с одной стороны, и Сирией и Египтом, с другой. Поражение арабской коалиции.
  1980: Провозглашение Иерусалима единой и неделимой столицей Израиля. (Не признано большинством государств членов ООН).
  И это не конец…
   Валерий Лаврусь
Оцените статью