«Когда солнце было богом». Польша, 2003, 103 мин. По роману Юзефа Крашевского. Авторы сценария Д.Хен, Е.Гофман, режиссёр Ежи Гофман, операторы Д.Госчик, П.Лебешев, автор музыки К.Дебски. В ролях: М.Жебровский, М.Александрова, Д.Ольбрыхский, Б.Ступка.
Наших детей, как и нас когда-то, по-прежнему учат в школе, что русская история началась с достославного призвания варягов на земли славян, которые нравом были очень смирные и править сами собой побаивались. Уже Ломоносов сомневался в правдоподобности такой версии, а в XIX веке множество историков активно и доказательно спорили с ней.
Фильм «Когда солнце было богом» — ко-продукт польских, украинских и русских кинематографистов — рассматривает древнюю историю ещё не разделившихся на разные народности славян с альтернативной точки зрения. Само название является вполне однозначным указателем времени действия. Известно, что крещение Руси при князе Владимире явилось завершением длительного процесса христианизации славян, а не его началом. Приключенческий фильм с несложным сюжетом, бесстрашным красавцев-героем и всепобеждающей любовью исподволь повествует нам о быте и социальном устройстве наших общих предков задолго до водворения викингов и принятия христианства.
Понятно, почему западная цивилизация, начиная с Геродота и Тацита, описывала славян и родственные им народы как диких и невежественных варваров: ведь это были их враги, постоянно тревожившие греков и римлян с севера и востока. Этот страх перекочевал и в более поздние сочинения, настаивавшие на том, что до прихода викингов у славян и их предшественников — скифов, сарматов, антов — не было государственности. Но непонятно, почему мы сами поверили в это.
Фильм представляет нам совершенно иной образ. Перед нами общество, в котором существуют свои жёсткие, пусть пока неписанные законы. Живут герои в укреплённом городище, остатки подобных в изобилии найдены на территории расселения славянских народов. История полной коварства борьбы за власть говорит о том, что до описанных Нестором событий у славян, несомненно, были уже свои князья. Основной конфликт фильма — в наследнике: нарождающийся обычай перехода всей полноты власти от отца к одному сыну наталкивается на более древний принцип перехода власти к старейшему в роду, обычно — брату умершего правителя, или разделу между сыновьями. В Европе примерно в то же время происходили схожие процессы: Карл Великий в начале IX века разделил свою империю между тремя сыновьями. Коварство же и жестокость в борьбе за власть никогда не были привилегией какого-то одного народа.
Но вот вопрос: пытается ли фильм приукрасить истоки славянских народов или наши предки действительно были такими дикарями, как хотели уговорить сами себя, а заодно и нас представители эллинской культуры? Для римлян, например, признаком дикости было умение кроить свою одежду. Сегодня мы рассуждаем противоположным образом. Бани были известны у скифов, когда греки ещё очищали кожу скребками. Представители Римской империи презирали говорящих непонятно, откуда и произошло слово «варвар», и великий Овидий хвастался в письмах друзьям, что за годы ссылки не выучил ни единого чужеземного слова, оставаясь благодаря этому настоящим римлянином, то есть цивилизованным человеком. Легко заметить, как в доминирующей даже у нас историографии принято принижать наших предков. Скажем, франкских правителей V-VI веков принято называть королями, а в аналогичной исторической ситуации перехода племенного строя к государственному устройству главу славянского поселения назовут вождём. Меж тем известно, что обработка железа и умение ездить верхом пришло к средиземноморским народам от северо-восточных соседей — обитателей Великой степи.
После 70 лет коммунизма сегодняшняя Россия снова чувствует себя страной молодой и нуждающейся в переосмыслении собственных корней. Издаётся немало классических исторических трудов, вычеркнутых из списков советской властью, появляются новые исследования. Но много ли тех, кто читает книги, в аннотации которых сказано: «Для студентов вузов, аспирантов и специалистов-историков»? Кино в этом отношении — искусство значительно более демократическое, идеально подходящее для популяризации знаний. Разумеется, при этом происходит неизбежное снижение научного уровня, но зато кратно увеличивается аудитория.
Русские и польские исторические фильмы всегда отличались от западных скрупулёзностью восстановления материального и правдивостью изложения событий, поэтому зрительское доверие к ним традиционно высоко. В наших фильмах римские легионеры не забывали перед съёмкой снять с руки часы-браслет, а в общих планах сражений древности самолёты по небу не пролетали. Таков и этот фильм польского режиссёра Ежи Гофмана — об истории, за которую не стыдно, о народе, который хоть и дремуч, но очень интересен.
Ирина Светлова ©
кандидат искусствоведения
Брюссель
специально для Сигарного портала