Два года Сигарному клубу

Записки афисионадо

«Когда солнце было богом». Польша, 2003, 103 мин. По роману Юзефа Крашевского. Авторы сценария Д.Хен, Е.Гофман, режиссёр Ежи Гофман, операторы Д.Госчик, П.Лебешев, автор музыки К.Дебски. В ролях: М.Жебровский, М.Александрова, Д.Ольбрыхский, Б.Ступка.



Наших детей, как и нас когда-то, по-прежнему учат в школе, что русская история началась с достославного призвания варягов на земли славян, которые нравом были очень смирные и править сами собой побаивались. Уже Ломоносов сомневался в правдоподобности такой версии, а в XIX веке множество историков активно и доказательно спорили с ней.



Фильм «Когда солнце было богом» — ко-продукт польских, украинских и русских кинематографистов — рассматривает древнюю историю ещё не разделившихся на разные народности славян с альтернативной точки зрения. Само название является вполне однозначным указателем времени действия. Известно, что крещение Руси при князе Владимире явилось завершением длительного процесса христианизации славян, а не его началом. Приключенческий фильм с несложным сюжетом, бесстрашным красавцев-героем и всепобеждающей любовью исподволь повествует нам о быте и социальном устройстве наших общих предков задолго до водворения викингов и принятия христианства.

Понятно, почему западная цивилизация, начиная с Геродота и Тацита, описывала славян и родственные им народы как диких и невежественных варваров: ведь это были их враги, постоянно тревожившие греков и римлян с севера и востока. Этот страх перекочевал и в более поздние сочинения, настаивавшие на том, что до прихода викингов у славян и их предшественников — скифов, сарматов, антов — не было государственности. Но непонятно, почему мы сами поверили в это.

Фильм представляет нам совершенно иной образ. Перед нами общество, в котором существуют свои жёсткие, пусть пока неписанные законы. Живут герои в укреплённом городище, остатки подобных в изобилии найдены на территории расселения славянских народов. История полной коварства борьбы за власть говорит о том, что до описанных Нестором событий у славян, несомненно, были уже свои князья. Основной конфликт фильма — в наследнике: нарождающийся обычай перехода всей полноты власти от отца к одному сыну наталкивается на более древний принцип перехода власти к старейшему в роду, обычно — брату умершего правителя, или разделу между сыновьями. В Европе примерно в то же время происходили схожие процессы: Карл Великий в начале IX века разделил свою империю между тремя сыновьями. Коварство же и жестокость в борьбе за власть никогда не были привилегией какого-то одного народа.

Но вот вопрос: пытается ли фильм приукрасить истоки славянских народов или наши предки действительно были такими дикарями, как хотели уговорить сами себя, а заодно и нас представители эллинской культуры? Для римлян, например, признаком дикости было умение кроить свою одежду. Сегодня мы рассуждаем противоположным образом. Бани были известны у скифов, когда греки ещё очищали кожу скребками. Представители Римской империи презирали говорящих непонятно, откуда и произошло слово «варвар», и великий Овидий хвастался в письмах друзьям, что за годы ссылки не выучил ни единого чужеземного слова, оставаясь благодаря этому настоящим римлянином, то есть цивилизованным человеком. Легко заметить, как в доминирующей даже у нас историографии принято принижать наших предков. Скажем, франкских правителей V-VI веков принято называть королями, а в аналогичной исторической ситуации перехода племенного строя к государственному устройству главу славянского поселения назовут вождём. Меж тем известно, что обработка железа и умение ездить верхом пришло к средиземноморским народам от северо-восточных соседей — обитателей Великой степи.

После 70 лет коммунизма сегодняшняя Россия снова чувствует себя страной молодой и нуждающейся в переосмыслении собственных корней. Издаётся немало классических исторических трудов, вычеркнутых из списков советской властью, появляются новые исследования. Но много ли тех, кто читает книги, в аннотации которых сказано: «Для студентов вузов, аспирантов и специалистов-историков»? Кино в этом отношении — искусство значительно более демократическое, идеально подходящее для популяризации знаний. Разумеется, при этом происходит неизбежное снижение научного уровня, но зато кратно увеличивается аудитория.

Русские и польские исторические фильмы всегда отличались от западных скрупулёзностью восстановления материального и правдивостью изложения событий, поэтому зрительское доверие к ним традиционно высоко. В наших фильмах римские легионеры не забывали перед съёмкой снять с руки часы-браслет, а в общих планах сражений древности самолёты по небу не пролетали. Таков и этот фильм польского режиссёра Ежи Гофмана — об истории, за которую не стыдно, о народе, который хоть и дремуч, но очень интересен.

Ирина Светлова ©

кандидат искусствоведения

Брюссель

специально для Сигарного портала

Оцените статью