Что такое русский, или мой диалог с Индией

Записки афисионадо
Склонность к громадным идеалистическим проектам, она же мечтательность – это наша общая национальная черта, или болезнь отдельно взятых представителей российского этноса? Сижу, думаю.

…Вы, наверное, заметили, что узкая и документированная «табачная» тема в этих колонках неизбежно привела не только меня, а всех нас к куда более крупным идеям. Куда катится мир, в котором сначала на полном серьезе пытаются запретить табак, а потом переходят к кампаниям пострашнее. Куда он докатится. Чего мы это этого мира хотим – то есть каким он будет не просто в идеале, а в нашем идеале. Ну, в русском.

И вот случилось так, что меня попросил вести колонку человек по имени Гупта, приехавший из Индии. Приехал не с улицы, мне звонил человек из индийского посольства… И вот один из недавних плодов нашего с ним сотрудничества. Какой-то громадный сайт, который вроде как читают миллионы, побочный продукт главного телеканала страны, который смотрят тоже миллионы… Индия по населению только что обогнала Китай, там ничего мелкого не бывает.

Так я заработал свою первую рупию, по поводу чего были девочки и шампанское. Но кроме праздников случаются и будни. Вот какие: Гупта сказал мне при первой встрече, что его читателей прежде всего интересует развитие отношений России с Китаем. Что понятно — в завтрашнем мире главным сюжетом будут отношения двух первых его гигантов, Китая и Индии. Индия слабее Китая по всем параметрам, кроме населения, и поэтому ее задача – сохранить самостоятельность, не оказаться младшим партнером Китая, при этом не скатываясь с ним в конфликт. Здесь многое зависит от того, как между двумя партнерами будет балансировать Россия.

Вести колонку – это не то что прочитать одну лекцию на указанную выше тему. Колонка отталкивается от только что происшедших событий и высвечивает то одну, то другую грань процесса, и так (почти) без конца, точно как я делаю это все годы с нашей «табачной» колонкой.

Но тут есть специфика. Это ведь Индия, сэр. Надо искать темы, которые зацепят индийцев. То есть точно знать, что их цепляет. А цепляет их… Индия, детали же всяких там войн на какой-то Украине и прочее – они оживляются только когда обнаруживают, что это ведь сто процентов как война 1971 года Западного Пакистана против Восточного (ныне Бангладеш), в которой американцы поддерживали запад, а мы с индийцами – и успешно — восток. И индийцы тогда хорошо показали свою миролюбивую натуру – так врезали, что кто-то и не встал.

Вот на таких попытках зацепить этих людей за живое я и набрел на тему следующей колонки – а что такое вообще русские, и как они (мы) это про себя начали заново прояснять в нынешнем украинском сюжете.

Это классически индийский (или, скажем, американский) вопрос. Что такое Индия? Мы имеем дело со страной, где только основных языков более двадцати, как-то договариваются друг с другом на хинди. Цвет кожи разный. Религии тоже – мусульман там больше, чем в Пакистане, еще сикхи, джайны и прочие. Но единая Индия все равно существует. Это как?

А так, что есть национальный характер, основанный на общей культуре. И вот сейчас в России идет отличная дискуссия на эту тему. Более того, у нас в клубе она тоже иногда вспыхивала – об этом чуть ниже. И я об этом в своих колонках не то чтобы писал, но к теме такой прикасался.

Итак, читаем относительно свежую публикацию писателя Игоря Караулова. Идет длинная цитата:

Российско-украинское противостояние – не борьба двух этносов за исконные земли или за правильное территориальное размежевание. Это борьба двух проектов государственности, каждый из которых может быть реализован на сходном этническом субстрате. В этом можно убедиться на примере чисто русских и даже родившихся в России людей, которые нашли свое место в украинской политике и украинской пропаганде. И напротив – например, на выборах губернатора Приморского края могут соперничать друг с другом люди с украинскими фамилиями…

Если украинский проект тяготеет к закрытости, к созданию общества «для своих» в духе восточноевропейских этнократий, к центростремительности как в плане утверждения единого языкового и культурного стандарта, так и в плане навязывания этого стандарта всем без исключения территориям, то российский проект в том виде, в каком он сегодня проявляет себя – это проект открытый. Я бы его сформулировал так: Россия как мировое казачество. Русский идеал – это мобильное общество, построенное по принципу ватаги или артели.

Что это значит? Ватага открыта для всех, кто пожелает в нее вступить, при соблюдении самых минимальных условий…. Соответственно, любой, кто вступил в ватагу, становится своим: жизнь на русской земле, в русской среде неотвратимо делает человека русским, независимо от его этнического происхождения, при этом он может сохранять свои культурные особенности, которые будут уважаться.

Наконец, ватага или артель собирается для определенного дела, а государство-ватага, соответственно, существует для определенной миссии или целого спектра миссий. Изначально такая миссия состояла в территориальной экспансии, обживании и защите занятых земель…

Державная масса в центре отвечает за устойчивость государственного корабля, а энергия ватаги – за его движение. Энергия периферийных вольниц придала развитию России импульс расширения: за отрядами вольных людей двигались регулярная армия и регулярная бюрократия.

Отсюда понятно, почему же русские так хотят воссоединения с Новороссией и почему жители новороссийских территорий (например, Херсонской и Запорожской областей) так легко стряхивают с себя морок украинской национальной парадигмы. Новороссия, включая и Крым, и Донбасс – это не «исконная» русская земля. Это, наоборот, земля, относительно недавно освоенная и именно поэтому тяготеющая к российскому государственному проекту. В рамках этого проекта освоение этих земель было начато, и они могут полноценно развиваться только как его часть. 

Конец цитаты. Здесь можно также вспомнить побывавшего у нас в клубе Александра Проханова, с его идеей, что Россию объединяет мечта, идеал – о всплытии дремлющего под водой Китежа. Или мои куда более приземленные размышления о том, что к нашему обществу не прилипает всякая западная гадость, потому что для русского человека есть понятный всем предел, за который не должны заступать ни соседи, ни государство: мы самостоятельные. То есть государство-то мы любим и считаем, что оно нам должно, но пусть попробует нас давить – будет как с СССР.

Вот теперь осталось объяснить все это индийцам, чтобы они поняли, чего мы добиваемся не только на Украине, а вообще в целом в мире. Неясно, кого более жалко – самого себя или индийцев. Но я буду стараться.

 

Оцените статью