«Чёрная Молния». США, Россия, 2009, 106 мин. Режиссёр А.Войтинский, Д.Киселёв, авторы сценария Д.Алейников, А.Талал, продюсеры Т.Бекмамбетов, И.Ситромилова, оператор С.Трофимов, художник-постановщик М. Турская, композиторы Ю.Потеенко, А.Войтинский, художник по костюмам В.Авдюшко. В ролях: Г.Добрыгин, Е.Вилкова, В.Вержбицкий, С.Гармаш, В.Золотухин, Т.Васильева, Ю.Будрайтис, Е.Валюшкина, К.Старшова, И.Жидков, И.Савочкин, Д.Бахтадзе, М.Ефремов.
Легче лёгкого было бы запинать и стереть в мелкие крошки создателей «Чёрной Молнии», указывая на обилие заимствований из хрестоматийных голливудских боевиков. Действительно: общий сюжет срисован с первой серии «Бэтмена»; борьба героя со злодеем в стратосфере в мельчайших деталях повторяет аналогичную схватку в «Железном человеке»; подземный бур позаимствован из «Матрицы»; время действия — как в «Крепком орешке» — канун Нового года; внешне главный герой похож на Jumper’а; ну, а сама летающая машина, конечно же, из «Гарри Поттера». Можно было бы даже открыть сайт, посетители которого соревновались бы в обнаружении всё новых цитат. Например, прикольный алкоголик, поменявший образ жизни вследствие явления ему парящей в облаках «Волги», родился из ультракороткого кадра из «Перевозчика», но сколько отечественного юмора вложил в исполнение этой микророли Михаил Ефремов! Кстати, сама идея эпизодического персонажа, периодически мелькающего в ткани фильма, но никак не связанного с сюжетом, взята из «Ледникового периода». Такая игровая интертекстуальность является закономерным следствием повальной компьютеризации молодых умов, в которые как влитая инсталлировалась программа Windows с её возможностью мгновенного цитирования.
Однако при ближайшем рассмотрении становится очевидно, что «Чёрная Молния» больше походит на пародийное «Очень страшное кино», нежели на очередную попытку задёшево сделать крутой боевик. Использование общеизвестных сюжетных и композиционных ходов настолько откровенно, что трудно не усмотреть в нём иронический приём. Очаровательная Екатерина Вилкова в роли Насти не особенно тянет на роль голубой героини. Её хитренькие глазки так сильно напоминают недавно сыгранную ею оторву Бетси из «Стиляг», что выбор именно такой актрисы на главную женскую роль подчёркивает пародийную интонацию фильма. Явная усмешка чувствуется в игре Татьяны Васильевой, Валерия Золотухина и Юозаса Будрайтиса в ролях идеалистов-изобретателей засекреченного в 50-годы таинственного нанокатализатора. Нарочито нелепой выглядит сама идея, будто открытие, до сих пор не утерявшее своей актуальности, могло быть сделано в эпоху, когда компьютеры, если и существовали, то занимали несколько комнат, а наши лучшие, но по большей части безвестные умы самоотверженно занимались копированием устаревших образцов западной техники.
Знаковым представляется выбор марки машины на роль орудия борьбы за справедливость. Названная именем главной русской реки, которая и после распада Советского Союза не оказалась за границей, «Волга» ассоциируется в народном сознании с торжественной стороной воспоминаний о прошлом нашей страны. Отмеченная помпезной совковой красотой, не полностью скопированная с иностранной модели, как «Жигули», солидная «Волга» может отлично послужить воплощением очищенных и романтизированных представлений молодого поколения об истории последних десятилетий. Однако явное несоответствие её тяжеловесности идее полёта создаёт особенно острый комический эффект.
Не иначе, как иронически, можно отнестись и к откровенному переизбытку попутной рекламы в фильме. Марки телефонов, компьютеров, машин, названия сайтов, радиоканалов, газет — всё скрупулёзнейшим образом отмечено на экране, а для тех, кто в каске, еще и проговорено в диалогах.
Лёгкий, юморной фильм не претендует на серьёзное копирование американских образцов и уж тем менее старается выглядеть оригинальным или пыжится «догнать и перегнать». В незамысловатой картине просматриваются симптоматичные для нашей эпохи тенденции. Сегодня, когда даже великие творцы охотно обращаются к обильному цитированию, поскольку новое в современной культурной ситуации в принципе возможно лишь как комбинации старого, такое демонстративное баловство кажется концептуально допустимым и даже занятным. Попытка тем более достойная снисхождения почтеннейшей публики, что она содействует реанимированию отечественного кинематографа, хотя бы и в формах заокеанских шаблонов.
Ирина Светлова,
кандидат искусствоведения
Брюссель
специально для Сигарного портала