Аватар. На пороге новой эпохи?

Записки афисионадо


«Аватар» («Avatar»). США, 2009, 161 мин. Режиссёр и автор сценария Джеймс Кэмерон, оператор Винс Пейс, декорации Рик Картер, Роберт Стромберг, анимация Мигуэль А.Фуэртес, композитор Джеймс Хорнер. В ролях: Сэм Уортингтон, Сигурни Уивер, Зои Салдана, Лола Херрера, Мишель Родригес, Джованни Рибиси.
Эра великих географических открытий привела к окончанию Средневековья. Перед изумлёнными европейцами, на протяжении тысяч лет считавших себя центром цивилизации, вдруг предстало множество совершенно иначе организованных миров, ничем не уступавших Старому Свету в культурных достижениях. Потрясение было столь велико, что сам факт стремительного расширения ойкумены спровоцировал начало новой исторической эпохи. Правда, американских индейцев это не спасло от геноцида. В XXI веке другие миры всё ещё манят человека, и, хотя наша родная Земля продолжает хранить немало антропологических тайн, братьев по разуму мы уже несколько десятилетий мыслим где-то далеко в глубинах космоса.
Новый шедевр легендарного Джеймса Кэмерона, в рекламных целях ошибочно провозглашённый самым дорогим фильмом в анналах кинематографа, на фантастическом материале рассматривает извечную проблему столкновения противоположных цивилизационных концепций. Поразительно в этой очередной сказке о космических исследованиях то, что носителями моральных ценностей, которые принято считать человеческими, выступают здесь существа планеты Пандора, представляющей для алчных землян интерес с точки зрения полезных ископаемых. Люди же выглядят безжалостными и ненасытными захватчиками, абсолютно чуждыми красоте и милосердию. Исключительный по сложности, изобретательности и поэтичности мир планеты Пандора зачаровывает своеобразным изяществом своих аборигенов, причудливой изысканностью светящейся флоры, грациозностью летающих ящеров. Но главным богатством жителей планеты — нави — является их врождённое умение вступать с любыми представителями их мира, будь то животные или растения, в прямой невербальный контакт. Для этой цели они обладают специальным способом «подключения», при помощи которого преодолевается их личностная изолированность и достигается полное единение с другим существом. Образы, воплощающие в фильме идею мира, как мыслящего и чувствующего организма, столь трогательны и прекрасны, что невосприимчивость к их очарованию агрессивных землян, находящихся на вершине омертвляющей их души техногенной цивилизации, воспринимается не только моральным преступлением, но и подлинным уродством. Огромного роста, с выпученными рыбьими глазами и синеватым цветом кожи, аборигены обречены на зрительские симпатии, в то время как лишь очень немногие из людей в фильме обладают их очарованием.
Свобода движений и особенно мимики компьютерных персонажей достигает здесь невиданного доселе уровня. Фильм уже называют прорывом в мире компьютерных технологий. Впервые достигнут столь полный перенос игры актёров на их виртуальных героев. Усовершенствованный метод так называемого «захвата движения», который ещё долго будет предметом восхищения и изучения поклонников жанра, позволил создать поистине живых существ, обладающих несоотносимыми с человеком, пропорциями тела и потому вызывающими подсознательное доверие к их реальности. Наверное, фильм будет неплохо смотреться и в двухмерном формате, однако при наличии выбора следует без колебаний предпочесть стереоскопический вариант, который позволяет ощутить себя частью волшебного мира Пандоры.
Однако важно то, что умопомрачительный фейерверк зрительных новшеств не стал самодовлеющим аттракционом и не заслонил мощный гуманитарный посыл «Аватара». Финал фильма представляется достаточно суровым и безапелляционным приговором современному человечеству. Главный герой, отставной морпех Джейк Салли, не только выступает против своих единоплеменников в защиту местных жителей, принявших его в свою семью, но и отвергает свою человеческую природу, полностью принимая и систему ценностей, и облик народа нави. Образ переселения человеческого разума в тело инопланетянина служит дивной метафорой глубокого принципиального сродства любых форм одухотворённой жизни.
Контраст двух личин Джейка — инвалида-землянина и безупречно владеющего своим сильным телом нави — говорит сам за себя. Земляне не только внутренне, но и внешне выглядят ущербными калеками по сравнению с гармонично развитыми инопланетянами. Люди нуждаются в техническом усилении своей мускулатуры, тогда как нави объединяются в своей освободительной борьбе со всеми обитателями планеты и тем побеждают.
Умение оценить высокую духовность чужой культуры и предпочесть её привычному, но бессердечному мировоззрению оказывается уделом считанных землян, хотя представить себе более прекрасный и справедливый мир, чем завораживающий живой лес Пандоры, кажется просто невозможным. Эпизод уничтожения артиллерией землян гигантского тотемного дерева вызывает волну сильнейшего эмоционального протеста и сочувствия представителям цивилизации, сумевшей преодолеть различия между индивидами.
Хотя в техническом отношении нави непоправимо отстали от людей, но именно эти трёхметровые четырёхпалые варвары выглядят взрослыми рядом с представителями нашего вида. Вынужденная заступиться за Джейка, заблудившегося ночью в кишащем хищными тварями лесу, дочь вождя племени Нейтири гневается на него за то, что он повёл себя как ребёнок и тем самым вынудил её предать смерти опасных, но являющихся неотъемлемой частью её мира существ. Нейтири скорбит над погибшими животными, совершая над ними своеобразную отходную молитву. Особенно ярок этот образ детскости людей и зрелости нави в сцене, когда героиня держит на руках настоящего Джейка, которого она знала до этого только в привычном для неё облике своего соплеменника. Она выглядит матерью, укачивающей младенца. То, что мудрость мыслящих существ не обязательно выражается в идеях прогресса, — мысль не новая, но по-настоящему осознанная далеко не всем человечеством. Пренебрежение представителей так называемых «развитых стран» к тем, кто не пользуется Интернетом, мобильным телефоном и охранной сигнализацией, часто препятствует желанию разобраться в мотивах подобного выбора.
Очевидно, что Кэмерон противопоставляет не инопланетян — землянам, а две взаимоисключающие парадигмы отношения к миру, выработанные самим человечеством. Например, индусы реагировали на хищническое поведение англичан в своей стране так же, как Нейтири. Да и само слово, каким в фильме названы гибриды человека и нави, отсылает нас к индуизму, в котором «аватаром» именуется нисхождение Всевышнего на доступные человеческому восприятию планы бытия. После просмотра трудно не придти к выводу о принципиальной уязвимости дискретного восприятия мира, вложенного в наше сознание монотеистической религией, разорвавшей связь человека с матерью-природой и незаслуженно возвысившей его над остальными объектами творения.
Не только в области ошеломляющих визуальных эффектов, но и в нравственном отношении «Аватар» — шаг в будущее, где нет места средневековой нетерпимости к альтернативным взглядам на мир. Концепция не только планеты, но и всей Вселенной, как единого мыслящего существа нашла в фильме

http://www.youtube.com/v/cRdxXPV9GNQ&hl=ru_RU&fs=1&» quality=»1″ wmode=»Window» menu=»menu» loop=»loop» scale=»ShowAll» allowscriptaccess=»always» allowfullscreen=»true» type=»application/x-shockwave-flash»>

блестящее пластическое выражение. Хочется верить, что умение так завораживающе красиво и проникновенно изобразить мир, столь отличный от нашего, может побудить человечество завершить эру грабительских завоеваний и продвинуться по пути мирного взаимопонимания с любыми проявлениями разума и тем самым сделает возможным когда-то в будущем наступление эпохи Нового Возрождения.

Ирина Светлова ©

кандидат искусствоведения

Брюссель

специально для Сигарного портала

Оцените статью