100 Великих Городов Мира: Рим. Часть 2. по ту СТОРОНУ ЖИЗНИ…

Записки афисионадо

           «Вы те, кем были мы. Мы те, кем станете вы», -  гласит на латыни надпись при входе в церковь ордена капуцинов Санта-Мария дела Кончецьене.  Сразу попадаешь  в мрачный, от силы 15-тиметровой длинны, коридор, после осмотра которого пицца и равиоли три дня для вас будут с чуждым привкусом. Больше трех веков в подвале этой скромной церкви монахи-капуцины выкладывали крипты и стены капелл из костей и черепов своих братьев. Знатоки говорят о четырех тысячах разобранных по частям счастливчиков.

 

Чайники, абажуры и часы из ваших костей – это давно уже не черный юмор

      
           «Вы те, кем были мы. Мы те, кем станете вы», —  гласит на латыни надпись при входе в церковь ордена капуцинов Санта-Мария дела Кончецьене.  Сразу попадаешь  в мрачный, от силы 15-тиметровой длинны, коридор, после осмотра которого пицца и равиоли три дня для вас будут с чуждым привкусом. Больше трех веков в подвале этой скромной церкви монахи-капуцины выкладывали крипты и стены капелл из костей и черепов своих братьев. Знатоки говорят о четырех тысячах разобранных по частям счастливчиков.

Свод коридора


           На своде три розетки из крестцов включены в рамочки из позвонков, которыми оторочены также две разграничивающие свод арки. Из ребер и позвонков вырастает ленточный цветочный узор, заканчивающийся на концах арок крестом, составленным из большеберцовых костей. Четыре цветка из крестцов по углам рамочек завершают орнамент.

 

Водяные часы (клепсидра) из черепов.

Орнамент над окном: крылатый череп

Из текста аудиогида:
«…Здесь, конечно, не приходится говорить о многоцветности  убранства, однако эффект от игры света, порожденный разнообразием костей, отобранных и соединенных с безупречным расчетом, придаёт всей композиции некую изысканность, особенно заметную в украшениях сводов…»

Крипта трех скелетов

 

Истинные христиане не проходили мимо беспризорно усопших


           Прогулки по Риму – это всегда маленькие приключения. Так, изучать знаменитый район Кампо де Фьори  я начинал в 1981 году рядовым членом ВЛКСМ, а закончил прогулку уже членом благочестивого братства по сбору неопознанных трупов. На ступеньках церкви Санта-Мария дель Оранционе-э-Морте я был  проинструктирован и  посвящен опытными собирателями. Моим братом-напарником  стал выпускник МВТУ им. Баумана без опыта по сбору трупов, но с хорошими показателями по сбору металлолома и макулатуры. К тому же  он хорошо знал законы механики, которыми в такого рода занятиях пренебрегать — верх легкомыслия.

    

Церковь, посвященная св Марии, молящей за души усопших, декорирована
крылатыми черепами. Над центральным входом – водяные часы — символ смерти,
справа внизу — копилка для пожервований.



Копилка для пожертвований

 

Вероятно, опыта и знаний действительно сильно не доставало, отчего на носилки к нам попали один пьяный и одна безголовая… но еще живая.

 

Отправиться в неземное царствие прилично «упакованным» можно и с другими  «братьями». Тем более что ничего другого не остаётся…

           Церковь Сан-Джованни Деколлато была построена для ордена, члены которого, приодевшись в черные рясы и капюшоны, побуждали к чистосердечным раскаяниям осужденных на смерть. В случае согласия узников после виселицы препровождали с малыми почестями и со всеми положенными ритуалами.

Сейчас церковь закрыта на реставрацию, и попасть  внутрь мне не удалось. Говорят, над алтарем церкви есть знаменитая картина Джорджо Вазари «Усекновение главы св. Иоанна»

 

Catacomba di Domitilla, Catacomba di S Callisto, Catacomba di S Sebastiano

Ранние христиане хоронили покойников в загородных подземных лабиринтах. Кельи и переходы вырубались в вулканическом туфе и в каждую нишу помещали по 2-3 тела. Тут же находили себе убежище беспризорники, уголовники и прочие отбросы общества.  Оставаясь совершенно недосягаемыми, они чувствовали себя  комфортно, живя по своим правилам. Протяженность катакомб до сих пор неизвестна. Карт лабиринтов тоже нет. Если вы случайно отстанете от группы, мой совет: не суетитесь, спокойно займите удобную нишу и ждите постепенного перехода своей души в рай.

 

 

 

 

 

 

Идущие на смерть приветствуют тебя, Цезарь…

 

           Какое отношение к теме потусторонней жизни Рима имеет этот желтоглазый скелет громадного амфитеатра? Да самое непосредственное! Как не содрогнуться при мысли о том, что за четыре с половиной столетия Колизей – именно столько он был ристалищем – стал местом, где число смертей на единицу площади самое высокое на Земле. Расположенные по краям арены оркестры создавали музыкальный фон поединкам, акцентируя ударными особо острые моменты схваток.  Почти как таперы времен немого кино. Музыка замирает и… первые ряды взрываются приговором: iugula! (добей).

 

Первой дорогой в последний путь

            Знаменитая Аппиева дорога была вымощена прочным вулканическим базальтом еще в IV в до н э. По её обочинам — гробницы, башни,  фамильные склепы богатых патрициев и коллективные захоронения (колумбарии) рабов и вольноотпущенников. Тут когда-то тянулись похоронные процессии триумфаторов, диктаторов, императоров. Где-то тут же святой Петр, малодушно убегавший из Рима, встретил Господа, испросив знаменитое: «Куда идешь, Господи?».

 

Присел и я,  недалеко от могилки Сенеки, призадумался, было, о бренности бытия своего… Вдруг голос из ниоткуда вывел из отрешенности:
— Камо Грядеши, Андрей?
—  В бухгалтерию МСК, конечно!
Время платить взносы… — почти на автомате отрапортовал я, похолодев от неожиданности. Оглянулся: вокруг никого не было…

 

 


          

          

 

           Андрей Зубенко,
           Калуга — Рим

   

 

Оцените статью