100 Великих Городов Мира: Рим. Часть 1. Вода и Камень

Записки афисионадо

          Мало кто знает, что Вечный город в древности звался чужеземцами «Царицей вод». Дружба с водой вместо её укрощения оставила после себя прародителей бань — термы, древние водопроводы, а позже и многочисленные фонтаны, эти памятники воде, ласкающий глаз, услаждающие слух, будоражащие воображение. Еще шесть лет назад, пораженный неповторимостью, масштабом и многочисленностью этой римской гармонии воды и камня, я возмечтал однажды вернуться и потратить весь отпуск только на римские фонтаны. И вот пришла  пора делать свои мечты явью. 

                                       
            Бутылочка питьевой воды стоит в палатках два евро. Да только всё, что вам нужно, чтобы утолить жажду, — это любая емкость. Вкусная питьевая вода, вода из-за которой римский кофе мне особенно по вкусу, здесь льется повсюду.

Моя многодневная экскурсия, в которой я был сам себе гид и режиссер,  начиналась с Пьяцца дель Пополо (piazza – площадь), этого знаменитого места публичных казней, с которых начинались не менее знаменитые карнавалы в масках…   Что я здесь могу курить кроме Монтекристо? Узник замка Иф отвалил  свой самый крупный изумруд за жизнь разбойника из шайки кровожадного Вампо. Помилование на  эшафот пришло в самый раз: молоток палача (казнили ударами молотка по виску) уже засвистел перед милыми церквями-близняшками (см. задний план и фото в центре).

Фонтан 4-х львов вмонтирован в основание египетского обелиска Рамзеса II. Эти обелиски пользовались особой любовью честолюбивых римских завоевателей, и каждый старался прихватить их себе во славу, дабы воткнуть где-нибудь на видном месте. И по сей день город усеян этими шпилями, наверху которых может быть все что угодно: от урн с прахом язычников и тиранов до статуй апостолов. 

            В пяти минутах ходьбы от площади по виа Бабуина наткнулся на одноименный фонтан, посвященный какому-то античному герою. Скульптура героя получилась такой страшной, что и фонтан и улицу кличут африканским приматом.
            Попинав свою «жабу» на виа дель Корсо (улица для миллионеров, итальянская 5-я авеню), я пошагал на пяцца Барберини к фонтану Тритона, где непредвиденное знакомство внесло серьезные поправки в мое сигарно-фонтанное путешествие…

Здесь созрела отличная идея для московского сигарного клуба (далее МСК) – на ближайшем президиуме внесу предложение: увековечивать память каждого президента МСК аналогичным бюстом с фонтаном нашего «сигарного императора».

                      

Как преданный член МСК, я не мог оказаться равнодушным к такой картине.

           Но сначала об одном из трех  самых известных и самых вычурных фонтанов Рима. Тритон – мифологический персонаж, сын морского бога Посейдона, полурыба-получеловек. Он важно восседает на раскрытой ажурной раковине, которую хвостами поддерживают дельфины-акробаты, стоя на головах. И вот уже триста лет Тритон, сваянный неутомимым итальянским архитектором Джанлоренцо Бернини, прижимает к губам морскую раковину и через неё выдувает струю воды. Залп воды взлетает вверх, затем падает и наполняет чашу фонтана. Между дельфинами архитектор расположил папскую тиару, ключи св. Петра и фамильный герб могущественного клана Барберини.
                      

           Моя новая  знакомая – Лорэнцо – оказалась флорентийкой и к тому же поднаторевшей в местных сигарах. Потраченные накануне  труды на  те пять фраз, которые я выучился говорить по-тоскански, были вознаграждены сторицей ликбезом  по сигароведению. Добродушно предложенные мне на пробу  Toscano Toscanello со вкусом кофе, сопровождались с её стороны пояснениями, что  обычно их курят те, кто только начинает свою сигарную биографию. Эти соусированные тосканы на ступень выше сигарил, но ниже сигар. В этой серии семь вкусов и  кофе — самый сигарный из них.

                                         
Мои затяжки были неглубокими, т.к. я хорошо помнил, что в знаменитом флорентийском роду Медичи, этих изобретательных отравителей и душителей, кто-то точно носил имя Лорэнцо.

 
          К «царя царей» и  королю всех фонтанов – фонтану Треви – я шел уже не один. Что добавить к бесчисленным рассказам и описаниям  про это культовое место, которое не обходят ни романтики, ни искатели «кода да Винчи»? Лучше один раз увидеть…

                 


                                   Переходим на сигары местных производителей.

                 
         От Пьяцца Навона, площади сразу трех фонтанов, нас отделяли улочки старого Рима.

                                     По пути были приятные встречи с детством.


Пиноккио был непреклонен. В обмен на своё  согласие стать членом  МСК он потребовал мои любимые очки.

         Кто хоть раз был или будет в вечном городе, тот вряд ли обойдет любимое место туристов и местной богемы – площадь Навона.  Этот пешеходный рай и музей барокко под открытым небом кишит бродячими артистами и фокусниками, художниками и туристами, пиццериями, кафетериями, тратториями, джелатериями…

                    

         Фонтан четырех рек, самый главный из трех фонтанов, стоит в центре площади. Каждая из гигантских фигур символизирует одну из четырех великих рек четырех континентов – Ганг, Дунай, Нил и Ла-Плату.

По настоянию Лорэнцо на фонтане деи Куаттро Фьюми (Фонтан четырех рек) мы перешли на крепкие Garibaldi…


          Самый большой фонтан в Риме расположен в стороне от центра — на холме Яникул.
          Двигаясь от площади Маттеи по виа Аренули, через Тибр по мосту Гаррибальди, мы долго и нудно поднимаемся на этот холм.
          По пути встречаются Фонтаны и  фонтанчики.

 
                   Фонтан Амуров                                Фонтан Двух Чаш                       Фонтан Черепах.


          Сплошные памятники и названия в честь великого борца за объединение Италии по пути на Аква дель Паоло связаны с тем, что этот холм бесстрашному Джузеппе служил не раз последним укрытием.

                   
          Мощные потоки бьют из-под трех его арок, а на столбиках – драконы и орлы: геральдические знаки рода Боргезе. Огромную чашу у подножья веселые итальяшки часто используют в качестве бассейна, не взирая на запреты и штрафы злобствующих карабинеров. Говорят, что суровость законов Италии смягчается их неисполнением.
          Здесь у нас вышла первая размолвка с Лорэнцо. Я настаивал на том, что в местах памяти Гарибальди следовало бы курить сигары Garibaldi, а она доказывала, что только русские повышают крепость и градус, а мы, настоящие тосканцы, идем сразу от максимума.

                  
                                 Куря самые слабые, трудно грезить подвигами Гарибальди.


          Далее по моему плану у нас был фонтан  делле Наяде. По причинам, которые выяснились уже при «общении» с Наядами, маршрут был поддержан Лорэнцой без энтузиазма.

                               
           Как выяснилось при осмотре, Наядами оказались четыре нагие женщины. Добропорядочные католики, к которым несомненно относила себя и Лорэнцо, уже почти сто лет требуют от властей прикрыть это бесстыдство.

                  

           Женская Ревность – чувство интернациональное и границ не знает: Лорэнцо исчезла из моей жизни также неожиданно, как и появилась, оставив меня с чудом уцелевшей на дне моей сумки крохотной Coronas Junior H. Upmann.

                

 

              За кулисами маршрутов, или что творилось в душе и осталось в памяти.


          В  Вечном городе, как нигде ощущаешь собственную бренность на фоне вечности. Богатство на драмы и переломы истории, имена и творения эпохальных фигур искусства позволят найти каждому свои места личной гармонии. Так я, например, наполнял себя энергией по утрам, стоя в Пантеоне рядом с останками Рафаэля…
         В Риме нет ярко выраженного, четкого центра. Но зато есть точки притяжения и каждая на свой случай жизни. Рим слишком разбросан, чтобы захватить и принять его разом. Уже в последние два дня путешествия, когда я ликовал, что закрыл хотя бы одну из тем (фонтанную) города-музея, мне случайно попался специализированный  англоязычный путеводитель по римским фонтанам. Из него я с разочарованием заключил, что и этой темы я не осилил. Оказавшись в Риме уже в четвертый раз, я и сейчас не имею целой картины. Рим поражает воображение отдельными моментами, и многое еще надо истоптать и измерить, чтобы всё сложилось в единое.
         На фоне вечности, однако, помимо моих желаний  о себе напомнила сегодняшняя римская жизнь, жизнь веселая и кипучая. За 15 лет общего туристического стажа случилось так, что именно в городе великих ваятелей и начинающих поэтов-романтиков я был впервые и сразу дважды (!) искусно облегчен на всю имеющуюся наличность. Кроме всего великого от истории и искусства я хорошо знал, что это — город великих карманников и барсеточников, знал даже места и маршруты, где они особенно искусны. Но, как видно, в этот раз фортуна была против меня совершенно. В участке карабинеров, где я описывал подробности происшедшего, я заодно приобретал теоретические основы «криминальной карманистики по-итальянски». Так, от опрашивавшего меня офицера полиции узнал, что в первом эпизоде против меня был использован хорошо известный метод bocadillo, что переводится на наш типа «сэндвич». Содержание метода состоит в том, что двое жуликов несут за разные ручки большую и достаточно широкую сумку и, пользуясь теснотой метро или автобуса, почти окружают свою жертву. Воровской выпад делает тот, у кого позиция лучше.
         Во втором случае, когда мои аккуратно сложенные еврики исчезли из кармана, будто сам Карлсон закинул мне крючок удочки, (это было буквально в течение получаса после получения перевода, и ко мне вообще никто не приближался) против меня был применен метод spuzy. Что это за «спузи» такой, я уже не понял, да и некогда было, через два дня вылет, а я лишился, в числе прочего, и загранпаспорта. Мне пришлось менять маршруты и вдалеке от фонтанов знакомиться с белыми воротничками родного консульства, молодые ребята которого были энергичны, элегантны, почтительны и очень напоминали мне прошлых комсомольских вожаков. Когда для выдачи разрешения на въезд в РФ, требовалось подтверждение моей личности от двух российских граждан, я знакомился уже с «детьми лейтенанта Шмидта», которые подтверждали за $50, что полжизни как мои друзья и родственники.
         Еще несколько слов о столице Италии:  слова нашего соотечественника, русского писателя Ивана Тургенева: «Рим на время может заменить вам всё». Вот слова тоже писателя, но уже немецкого: «Рим – это город, где ты можешь на время забыть обо всем». Вот мои слова, еще не писателя, но, как видно, на время слишком забывавшего обо всем: в Вечном городе – Вечная бдительность!

Текст и фото Андрея Зубенко,
специально для Сигарного портала

 

Оцените статью