2012-й или 0001-й?

Записки афисионадо

«2012». США, 2009, 155 мин. Режиссёр Роланд Эммерих, сценаристы Роланд Эммерих, Харальд Клозер, оператор Шей Канлиф, композитор Харальд Клозер. В ролях: Джон Кьюсак, Денни Гловер, Танди Ньютон, Оливер Плэтт, Чуветель Иджифор, Аманда Пит, Вуди Харрельсон

.

Легендарный Роланд Эммерих, прозванный швабским Спилбергом за своё мюнхенское происхождение, постановщик незабвенных «Звёздных врат», «Дня независимости», «Годзиллы», «На следующий день», «10 000 лет до н.э.» разразился новым блокбастером.



Идея конца света вряд ли моложе самого человечества. Стоило представителям нашего вида осмыслить, что их существование когда-то началось, немедленно нас настигла концепция неизбежной развязки. Особенно благоприятны для подобных настроений всякие редкие астрономические явления, а также круглые даты. Приближение тысячного года по христианскому летосчислению породило лавину мрачных предсказаний в средневековой Европе. По истечении второго тысячелетия эсхатологического ажиотажа было поменьше, но не забывали множиться разные религиозные секты, призывавшие к коллективному суициду с одновременным пожертвованием всего имущества новоявленному гуру.

Когда конец света в очередной раз не состоялся ни после полного солнечного затмения 1999 года, ни с наступлением миллениума, предсказатели апокалипсиса обратили своё внимание на календарь древних майя, который пророчит завершение нынешней фазы цивилизации в зимнее солнцестояние 2012 года вследствие парада планет. Разумеется, постановочному американскому кино с современным зашкаливающим уровнем компьютерных возможностей грешно было бы не воспользоваться столь выгодным стечением обстоятельств.

Жанр фильмов-катастроф хорош тем, что невозможно разочароваться в своих ожиданиях, неизменно получаешь именно то, на что рассчитывал: сценарий, написанный на клочке туалетной бумаги, «звезда» в главной роли, шикарные спецэффекты и подозрительно большое количество выживших в катаклизме. К неоспоримым достоинствам фильма нужно отнести также и то, что он не требует чрезмерных интеллектуальных усилий. Не обратишь внимания на то, что мальчика зовут Ноем, а спасательные суда именуются библейским словом «ковчег», — не страшно: восприятие не пострадает. При этом фильм нельзя назвать совершенно пустым. Хоть пророчество майя, послужившее точкой отсчёта для ближайшего конца света, и упоминается лишь вскользь, зато фильм может послужить великолепным учебным пособием для изучающих явления сеизма и его катастрофические последствия. Никогда ещё не создавалось в кино более впечатляющих картин извержения вулкана, грандиозных землетрясений и гигантских цунами. Роскошные панорамные планы тотальных разрушений, увиденные героями с борта взлетающего, как и положено, в последнюю миллисекунду самолёта, выглядят столь совершенными, что порой забываешь, что в этом месте положено визжать от ужаса, и начинаешь откровенно любоваться виртуозно смоделированным изображением.

Однако при всём богатстве использованных технологий, кажется, что авторы не отказали себе в удовольствии отнестись к охватившей Америку очередной панике с известной долей иронии. Денни Гловер в роли американского президента кажется неоправданно постаревшим за пару лет Бараком Обамой. Спешащая на борт современного Ноева ковчега со своими собачками английская королева и вовсе откровенно пародийна. Зато неожиданно тепло изображены наши соотечественники. Русский мультимиллиардер хоть и несётся от гибели в собственном Ант’е, а потом в «Бентли» с голосовым анализатором, что не может не вызывать законного омерзения у представителей среднего класса американцев, но всё-таки жертвует жизнью ради спасения собственных, правда, довольно противных, раскормленных детей. А анахронично бровастый президент России настолько очеловечен, что даже понимает немного по-английски и первым среди мировых лидеров проявляет милосердие, согласившись открыть двери ковчега для гибнущих людей.

Авторы продемонстрировали свои знания и в религиозной сфере. Расходящаяся трещина на потолке Сикстинской капеллы, навсегда отделившая микельанджеловского Адама от собравшегося вдохнуть в него жизнь Господа, не без юмора лапидарно и ёмко иллюстрирует сформулированную теософами XIX века мистическую концепцию завершения христианской эры с наступлением эпохи Водолея.

Подобного рода «пугалки» создаются в искусстве испокон века. Ради того, чтобы человек вспомнил, что его жизнь могла бы быть куда хуже нынешней, ещё в многолюдных театрах Древних Афин ставились длиннющие трагедии с кровавой развязкой. Пережитый катарсис от сопереживания себе подобным служит хорошим терапевтическим средством, повышающим нашу жизнеспособность и сопротивляемость. Это своеобразная прививка от невзгод, позволяющая переболеть понарошку. Как говорил Воланд, плохо не то, что человек смертен, а то, что он смертен внезапно. В качестве своеобразного «memento mori» фильм «2012» призывает вести себя по-людски даже (и особенно!) в нечеловеческих обстоятельствах, И хотя сентиментальная компонента воплощена на этот раз менее убедительно, чем хотелось бы, есть надежда, что на эмоциональном уровне фильм всё же окажет некое облагораживающее и смягчающее влияние за закостеневшие души зрителей.

Ирина Светлова ©

кандидат искусствоведения

Брюссель

специально для Сигарного портала

Оцените статью