Кто победит? Америка глазами американиста, часть I

Гостиная
Андрей Лоскутов: Отношения с Америкой волнуют очень, но немногих. Перед нами человек – русский по происхождению, американец по гражданству и аналитик по профессии, вернее, по способности видеть много-много фактов и факторов в их взаимосвязи – Грэг Вайнер. С чего мы начнем?
Андрей Лоскутов: Отношения с Америкой волнуют очень, но немногих. Перед нами человек – русский по происхождению, американец по гражданству и аналитик по профессии, вернее, по способности видеть много-много фактов и факторов в их взаимосвязи – Грэг Вайнер. С чего мы начнем? 
  Грэг Вайнер: Начнем с Дональда Трампа – это самое интересное, что сейчас есть в Америке. Я, кстати, у него два раза брал интервью – в 1988–м и 1992 годах. Что в нем впечатляет прежде всего? Главное: то, что он говорит, – все делает. В этом одно из достоинств Трампа. 
  А.Л.: Скажи, он сильно изменился, став президентом? Я имею в виду – как человек.
  Г.В.: Однажды Барабара Уолтерс – это икона американского телевидения, одна из самых выдающихся женщин американского телевидения – на своей программе спросила Дональда Трампа: однажды вы ехали в Атлантик Сити, где находится ваше казино, и ваш лимузин остановился прямо посреди дороги, была зима, и никто не останавливался, чтобы дать вам прикурить, и вот наконец остановилась одна чета пожилых людей на таком не очень дорогом автомобиле, они помогли, и вы, господин Трамп, навели потом справки об этой чете, узнали, что у них ипотека 100 000 долларов, и вы ее оплатили. Это правда? Трамп густо покраснел и сказал: да.
  А.Л.: Реально покраснел?
  Г.В.: Да. Это Трамп. В этом весь Трамп. Знаете или нет, что Дональд Трамп отдает всю свою зарплату в благотворительные фонды? Это первый и единственный президент США, который так поступает. 
  Вопрос: Какая у него зарплата?
  Г.В.: 450 тысяч долларов в год. 
  Вопрос: А сколько с нее налогов платится?
  Г.В.: Налоги — 35 процентов. Как правило, 35 процентов никто не платит, потому что много списаний. Обычно платят процентов 15.
  Теперь о проблемах, с которыми столкнулся Трамп. В 1966 году президент Линкольн Джонсон подписал закон о великом американском обществе. Он выстроен так, чтобы помочь всем американским меньшинствам – латинос, афроамериканцы и др., чтобы для них заработали социальные лифты. И это все состоялось. Но состоялось, конечно, в ущерб другим. Если кто-то получает, то кто-то теряет. Самыми ущемленными в правах стали американские белые мужчины. А белые пока  составляют большинство в 325-миллионной Америке. 
  А.Л.: То есть это большинство стало жить хуже? 
  Г.В.: Стали жить тяжелее. Когда президент Обама пришел к власти, счетчик американской биржи в Нью-Йорке был 18 000. А при Трампе —  сейчас, даже после недавнего падения, он составляет 28 500. Из 325 миллионов американцев – взрослых 240 миллионов. Половина из них играет на бирже. То есть 120 миллионов при Трампе стали богаче. Разве не понятно, за кого они будут голосовать?
  А.Л: А нам говорят, что половина Америки за Трампа, половина – категорически против. Это неправильное представление?
  Г.В.: Не совсем. Полгода назад ВВС сделало интересный опрос в фермерских штатах. Они, как известно, голосовали за Трампа. И они, эти фермерские штаты со всеми трампо-китайскими переговорами, пострадали больше всех, они потеряли 20 процентов от своего оборота. И на вопрос «будете ли вы после всего этого голосовать за Трампа?» они ответили: да. 
  А.Л.: Американцы, как и русские, голосуют сердцем? 
  Г.В.: Дело в том, что люди хотят назад в Америку, которую у них отнял Обама и другие либеральные президенты. 
  А.Л.: Какую Америку?
  Г.В.: Ту консервативную Америку, ту Америку, где флаг, церковь и яблочный пирог – вот эти американские воскресные ценности: молитвы в школах, желание и возможности возить с собой 700 миллионов стволов, которые есть у американцев на руках.
  А.Л.: И что, Обама отнял у них яблочный пирог?
  Г.В.: Обама практически не праздновал рождество в Белом Доме. Обама начал с того, что сделал большое движение в сторону Европы. В сторону либеральных европейских ценностей. Это не устроило американских консерваторов. Есть такое понятие – рейгановские демократы, южные демократы, которые Рейгану помогли прийти к власти. Вот этих демократов Обама страшно возмутил. Эти самые демократы – это 4 или 6 миллионов новообращенных христиан, 50 миллионов американских баптистов, 72 миллиона католиков.
  А.Л.: Примерно понятно, кто за Трампа. А кто на другой стороне? 
  Г.В.: Первая двойка соперников уже известна — скорее всего, это Сандерс и Байден. Любой из них, конечно, клиент Трампа. Есть еще Блумберг, который 12 лет был довольно успешным мэром Нью-Йорка. Его личное состояние 63 миллиарда долларов. Он может хоть все деньги потратить. Но у него сейчас 5-6 процентов рейтинга. И пока потраченные 200 миллионов долларов на рекламу ему не помогают. 
  А.Л.: У Ельцина было 2 процента. И он победил. Представляешь?
  Г.В.: Там же был лозунг – голосуй или проиграешь.
  А.Л.: Голосуй сердцем.
  Эдуард Сухарев: У Трампа на данный момент какой рейтинг?
  Г.В.: Учитывая, что большинство опросов делают либеральные СМИ, у него очень странная ситуация: общий рейтинг где-то 48-49 процентов, но еще есть рейтинг, связанный с экономикой, вот там – 65. Американская экономика при Трампе мощно набирает обороты. 
  А.Л.: За счет чего?
  Г.В.: Бизнес верит президенту. У Обамы такого доверия даже близко не было. Бизнес верит в Трампа, бизнес верит в то, что Трамп принимает, понимает и оценивает ситуацию, как никто другой, абсолютно правильно. И то, что делает Трамп для бизнеса – это по американской бирже видно очень даже хорошо. Трамп создал семь миллионов рабочих мест за три года!
  Вопрос: Если все так хорошо у Америки, то какие же аргументы оппонентов Трампа, что они говорят, почему им не нравится Трамп? Неужели они говорят, что мы не хотим американских ценностей? Что они ему ставят в упрек?
  Г.В.: Каждые 20 лет в США проходит сдвиг к социализму. Америка богатеет, люди не хотят работать, а хотят равенства и братства. Кроме того Трамп уничтожил карьеру профессионального политика. Вот что страшное он сделал. Он же пришел из ниоткуда. И стал президентом. Из простого мультимиллиардного народа. Не был ни губернатором, ни мэром. 
  Вопрос: А оппоненты Трампа – они миллионеры? 
  Г.В.: Не имея многомиллионной долларовой поддержки, вести борьбу за пост президента США невозможно. Если твой фонд не собрал десятки миллионов, заниматься политикой невозможно. Как только деньги заканчиваются, люди выходят из политики. 
  Эдуард Сухарев: Нужны большие деньги?
  Г.В.: 15-20 миллионов долларов – это только на старт, чтобы только заявить о том, что ты хочешь быть кандидатом в президенты. А дальше, конечно, когда дело доходит до таких вещей, как борьба за национальный пост, там уже идут десятки миллионов, но когда ты выходишь на финишную прямую, когда ты уже кандидат, тогда включается партия, и те сотни миллионов долларов, которые идут в твою кампанию – это уже оттуда.  Партийных денег очень много. Кстати, в этом была большая проблема Хиллари Клинтон. В прошлой президентской кампании демократическая партия была практически на грани банкротства. Хиллари Клинтон выкупила ее долги и делала в демократической партией все, что угодно. Вплоть до того, что Сандерс, который практически победил ее на выборах, был выкинут из этой гонки. И место получила она. 
  Павел Цветков: Получается, у Сандерса тоже сеть свои 10-15 миллионов?
  Г.В.: Сандерс вообще проводит фантастическую кампанию. Он, видимо, выучил все уроки прошлой президентской кампании, у него огромное количество волонтеров, он страшно популярен среди студентов и молодежи. Несмотря на то, что все его программы, если он придет к власти – будут стоить триллионы долларов, которых в Америке нет. Он обещает, предлагает, яркие картинки рисует – он страшно популярен. 
  Павел Цветков: У меня сын учился в американском университете, там весь вуз — против Трампа. 
  Г.В.: Штат Массачусетс называется народная республика Массачусетс. Один из самых социалистических штатов США. 
  Павел Цветков: Так же относился к Трампу и весь преподавательский состав. Сын там просто язык учил, а ему рассказывали, как только могли, какой Трамп плохой. Даже международным студентам. Они просто не могли это в себе держать. 
  Г.В.: Все правильно. Девять из десяти американских преподавателей – это либералы. Я говорю про университетских преподавателей. 
  А.Л.: Может, это такой закон развития общества — как только достигается некое благосостояние, хочется равенства, братства, хочется социализма?
  Г.В.: В Америке очень высока планка образованности. Последние 20-30 лет обратили внимание на городские штатные школы, где после получения диплома выпускники  не могли умножить два на два. Сейчас там совершенно другой разговор. Сейчас там другие учителя. Им подняли зарплату. В Нью-Йорке учитель со стажем получает порядка 100 000 долларов в год. Это все было сном лет 30 назад. Чем выше уровень образованности – тем выше критичность к обществу. Не секрет, что за Трампа не голосуют жители больших городов. 
  Петр Давыдов: Он им просто эмоционально не нравится?
  Г.В.: Эмоционально, эстетически. За Трампа голосуют Пенсильвания, Флорида. Флорида – штат пенсионеров, Пенсильвания – рабочий класс. Им он помог очень здорово. Клинтон что делал? Клинтон начал с аутсорсинга, и огромное количество американских компаний ушли из США, в связи с этим упал заработок среднего класса. С 40-50 долларов в час до 15. Это был колоссальный удар. Сейчас Тойота, Нисан – много других компаний открывают свои офисы в Штатах. И там средняя зарплата 30-35 долларов в час. 
  А.Л.: Так может быть мы рано похоронили социализм?
  Г.В.: А в чем ты видишь социализм?
  А.Л.: Если Сандерс выдвигает такие социалистические лозунги, и они так поддерживаются…
  Г.В.: Это в чистом виде популизм. В Америке есть так называемый образовательный заём: идешь учиться – у тебя нет денег, ты берешь заём у государство под 7-8 процентов годовых, который можно отдавать всю жизнь. Такие займы составляют в сумме где-то 80 триллионов долларов. Сандерс предлагает займы всем простить. Ну откуда взять такие деньги? Это абсолютно популистские предложения. Конечно, здравомыслящий избиратель, который считать умеет, не будет голосовать за таких политиков. Если либо Байден, либо Сандерс станут кандидатами от демократической партии, то шанс, что Трамп выиграет выборы, – вырастает.
  А.Л.: То есть все-таки американцы голосуют не только сердцем, но и кошельком?
  Г.В.: Вне всякого сомнения. Если за время президентства Трампа стоимость твоих вкладов в акции выросла на 50 процентов, даже если ты был против Трампа, хорошо подумаешь – голосовать против него или за него. А теперь я задам один коварный вопрос. Кто владеет квартирой, недвижимостью? Хорошо, вот я у вас тогда спрошу: сколько налогов вы платите в год за свою недвижимость?
  Ответ из зала: Точно, пожалуй, не скажу.
  Г.В.: Вот этим Америка отличается от России. Налоги американцы знают все на зубок. Спроси у кого-нибудь об этом в Россия – вряд ли сходу ответят. Я еще не встречал такого человека, который ответит до запятой.
   См. также транскрипт  часть II и часть III
   Текст Петра Давыдова
Оцените статью