Вышла в свет книга «Сигара, она и в кино сигара!». Ее автор — президент Московского сигарного клуба Анатолий Рычков, восемнадцать лет изучающий эту тему — курение на экране. Автор ответил на вопросы Андрея Лоскутова.
Вопрос: «Сигара в кино» — с этой кино-лекцией мы знакомы давно. Ты ее, Анатолий Иванович, представлял в Московском, Калужском, Рязанском и других сигарных клубах, в Сигарном университете. Теперь это — книга, «Сигара, она и в кино сигара!» Ты мне передал первый экземпляр, с авторской надписью — спасибо, почитаю. Как ты сам можешь определить ее жанр — повесть о кино, книга-каталог, справочник по сигарам в кино?
Анатолий Рычков: Создавать базу сигарных фильмов я начал восемнадцать лет назад — в 2005-м. После публикации в Cigar Clane статьи о десяти фильмах, где главные герои курили сигары. Постепенно увеличил фильмотеку до 60, потом до 100, 150, 161. Подготовил лекцию «Сигара в кино», выступал в клубах, на занятиях Сигарного университета. Мне советовали превратить лекцию в книгу. Ты сам мне советовал это. Но я не представлял, как можно кино представить в текстовом формате. Мне казалось, что будет скучно. Книга могла получиться как каталог, справочник, а мне этого не хотелось.
Вопрос: В книге неизбежно должна была исчезнуть картинка, но появлялась возможность полнее рассказать о сигаре.
Анатолий Рычков: Именно это меня и привлекало. Сигара на экране не статична, она в различных фильмах играет свои собственные роли, она по-разному оттеняет характер киногероя. И если попытаться определить, что же получилось, я бы ответил так: книга не претендует на научное исследование, на беллетристику, это, скорее, как теперь принято говорить, Non-fiction. Это объемный информационный материал, в котором есть и общий кинематографический контекст, и история самого фильма, и его литературная основа (примерно треть сигарных лент — экранизации), и биографии сценаристов, режиссеров, актеров, а также мое видение некоторых процессов, связанных с курением сигары на экране.
Вопрос: То есть получается, что все же сигара — не главное в исследовании?
Анатолий Рычков: Она и не может быть главной, появляясь на несколько минут в полуторачасовом фильме. Но почему сигара попадает в тот или иной фильм и как она работает на экране — вот это вопросы, на которые мне было интересно искать ответы, и, надеюсь, будет интересно читать тому, кто возьмет мою книгу в руки. Может быть, вместе с сигарой!
Вопрос: Может быть и с сигарой, и с фильмом — прочесть, закурить и просмотреть первоисточник.
Анатолий Рычков: Вполне! Я считаю, что в целом у меня получилось некое представление связи двух культур – киноискусства и культуры курения табака. Отдавая дань уважения нашему кинематографу, я включил в книгу главу, рассказывающую о рождении и становлении советского кинематографа.
Вопрос: В книге отображена только наша, русско-советская киносигара, или западная тоже? Там, у них, наверное, на экране сигар никак не меньше?
Анатолий Рычков: Как ни странно, сигара в их и нашем кино — вещи разные. Их сигарокурению я посвятил первую часть книги.
Вопрос: А кстати, «их» — это, наверное, прежде всего Голливуд?
Анатолий Рычков: Совсем нет. Голливуд не являлся первооткрывателем и законодателем курения на экране. Пальма первенства принадлежит фильмам Веймарской республики (Германия 1919-1933 гг.). Веймарский кинематограф в этом отношении сильно повлиял на Голливуд. Немалую роль в этом сыграли культовые актеры и то, что в начале 30-х годов многие немецкие кинодеятели, спасаясь от фашизма, переехали в Америку. Расцвет и благодатная пора курильщиков в кино пришлись на золотой век Голливуда (30-е — начало 50-х годов). Второе дыхание пришлось на конец 80-х – начало 90-х, когда в США активно разворачивалась антитабачная компания. Курили все — мужчины и женщины, герои и бандиты, бедные и богатые. И курили со вкусом, со смаком.
Вопрос: Реклама?
Анатолий Рычков: Во втором случае — нет, скорее, протест против тотального запрета табакокурения. Но в целом, в западном кино, особенно в прежние годы — да, реклама, Product Placement – платное появление продукта на экране.
В советских фильмах подход к курению на экране совершенно иной — бескорыстный и более содержательный. Сигара продвигала не конкретный продукт, а играла на образ героя. И не только сигара, а курение как таковое.
Вопрос: У нас курили много?
Анатолий Рычков: У нас на экране курили все – пионеры и учителя, рыбаки и геологи, рабочие и колхозники, солдаты и моряки, стахановцы и главбухи, парторги и комсорги, огненные красавицы и борцы за народное благо, курили пенсионеры и даже пожарники. Без конца курили ученые, художники, поэты и артисты. Следователей вообще невозможно было представить без сигареты.
Курили, кстати, и в детском и мультипликационном кино — и сигареты, и трубки, и сигары.
Вопрос: Удалось ли найти самый первый фильм с курением?
Анатолий Рычков: Да. И он был полностью посвящен курению. В 1902 году некий пионер кинематографа, имя которого история не сохранила, снял «Японскую девушку, курящую сигареты» (Japanese Girl Smoking Cigarettes). Девушка пускает колечки, больше на экране ничего не происходит.
Вопрос: А в нашем кино?
Анатолий Рычков: А в нашем кино, в советском кинематографе, мною найден фильм, снятый в 1918 году на киностудии Д. Харитонова «Молчи, грусть, молчи». Но, полагаю, поиски надо продолжить.
Вопрос: Ну, теперь в кино не покуришь — есть законодательный запрет.
Анатолий Рычков: Не преувеличивай. Запрещается реклама. Но, как я говорил, ее и раньше в нашем кино было немного. А вот раскрывать кинообразы через нюансы, в том числе и курительные, — в этом как раз наш кинематограф преуспел. И продолжать это современным кинорежиссерам закон не запрещает.
В книге у меня две дополнительных главы: «Была ли пропаганда и реклама в советских фильмах» и «О запрете демонстрации процесса курения в кино».
Вопрос: Когда готов представить книгу читателям?
Анатолий Рычков: Книга вышла. В ней рассказ о 161 фильме с сигарой, более 50 глав, 416 страниц. Первая презентация откроет новый сигарный сезон 2018/19 — она пройдет 10 сентября в Московском сигарном клубе, а в последующем я постараюсь представить книгу в других сигарных объединениях.
Андрей Лоскутов