Виноделие – это искусство. Борис Кючуков

Гостиная

   Корреспондент Сигарного портала беседует с владельцем винодельни Villa Vinifera Борисом Кючуковым, который всегда принимает активное участие в жизни сигарного сообщества, но мало кто знает о жизни самого Б. Кючукова. Сегодня он рассказывает о секретах своего успеха и семейного счастья.

 

   Корреспондент Сигарного портала беседует с владельцем винодельни Villa Vinifera Борисом Кючуковым, который всегда принимает активное участие в жизни сигарного сообщества, но мало кто знает о жизни самого Б. Кючукова. Сегодня он рассказывает о секретах своего успеха и семейного счастья.

  Вопрос: Борис, уже много лет Вы занимаетесь виноделием, знаю, что это Ваш семейный бизнес. Что помогает Вам выплывать, когда кругом столько конкурентов?
  Борис Кючуков: Для того чтобы создавать хорошее вино, его, прежде всего, надо любить. Если посмотреть в общих чертах, виноделие не поддается строгим законам бизнеса. Приведу пример. Был у нас  виноградник – 10 гектаров, прекрасный, которым мы наслаждались, всегда ждали урожая, но за неделю до сбора пошел дождь, и мы ни килограмма не собрали, на следующий год весь виноград померз. В течение восьми лет я не получу от этого виноградника ничего, никакого дохода. Вот такой суровый винодельный бизнес.
    Вопрос: То есть выходит, виноградарство – это больше хобби, чем бизнес?
   Борис Кючуков: Если рассматривать виноделие и виноградарство по стандартной бизнес модели, то получается именно так. Если это дело не любить, если не жить им, потому что виноделие становится именно жизнью, сущностью человека, то можно было уже давно поставить крест, сказав, что мне такой бизнес не нужен. Но когда создаешь продукт и радуешься ему, как своему ребенку, – ты его лелеешь, выращиваешь, смотришь, как развивается лоза, как тяжелеет гроздь, как искрится вино в бокале. Потом смотришь в глаза своих друзей, видишь, как они искрятся, когда пробуют твое вино. И именно от этого получаешь удовольствие. Или когда они критикуют, становится грустно, думаешь – да, видимо, что-то не сделал, не доделал или не так подал. Вот что значит — вино и виноделие.
    Вопрос: Ну, хорошо, вино создано. Как Вам удается его продать в России, где такое количество винных предложений?
  Борис Кючуков: Это другая сторона — мой бизнес в России. Я давно живу в России – уже больше 15 лет. Может показаться странным, но болгарское вино в России обладает рядом преимуществ, главное из которых – генетическая память. Многие, когда слышат «болгарское вино», вспоминают свою молодость. Это психологически важно, а добавив тот факт, что оно вкусное, качественно сделанное, полезное и экологически чистое, мы получаем те преимущества, которым обладают наши вина. Но мы занимались не только продажей вина. Начинали мы свой путь с того, что учили виноделию сотрудников некоторых заводов, продавали им технологию, привозили технологов из Болгарии, которые учили практически всему. Делать вино, когда не видишь винограда, что массово в России практикуется, поскольку только на юге люди сталкиваются с виноградом и видят, как он растет, из этого возникает вопрос – как можно быть технологом, не видя виноград, не пощупав его, не помяв, не поспав под виноградной лозой?
    Вопрос: Чего не хватает в России? Специалистов или все-таки каких-то навыков и практики?
   Борис Кючуков: Навыков и практики, потому что виноградарство – это все-таки мастерство, это должно быть где-то внутри. Такая же профессия, как, например, врач, психолог, учитель. Должна быть предрасположенность к этому. Когда имеешь не только теоретические знания, но и духовную составляющую, которая дает возможность видеть продукт до того, как ты его создал.
    Вопрос: Получается, виноделие и виноградарство – это та же самая творческая профессия?
  Борис Кючуков: Конечно! Не зря из всего алкогольного бизнеса именно вино сродни искусству. Виноделие – это творческий процесс, который создаешь от и до. Этот продукт живет после тебя еще многие годы. И не просто живет, он развивается. Это настоящее творчество, авторская работа энолога. Наша винодельня Villa Vinifera – она небольшая, бутиковая. Мы стараемся работать именно в этом направлении, создавая уникальные коллекционные вина. Для компаний, которые уже доросли до того, чтобы понимать, что вино – это искусство. Которые понимают, что подарить вино со своим лейблом – гораздо интеллигентнее, изысканней, чем подарить бумажник, ручку или календарь, например.
  Вопрос: Как правильно подобрать вино для подарка? Оно должно обладать какими-то определенными качествами, характеристиками? Как Вы создаете коллекции для своих клиентов?
   Борис Кючуков: Прежде всего, вино должно нравиться самому, для того чтобы его подарить. Нельзя подарить что-то, что тебе самому не нравится. Поэтому, когда мы создаем коллекцию, она должна нравиться именно тому, кто ее заказывает. Он определяет свое видение, свой стиль, так как вкусов много – кому-то подходит одно вино, другому оно может не понравиться по стилю и содержанию. Но самое главное – вера в свой продукт, чтобы он отражал мое видение, мою сущность, потому что я его дарю, как часть себя. Мы делаем много разных коллекций для российских и западных компаний. Начали с коллекции для Большого театра, в этом году создали коллекцию в честь 90-летия театра Маяковского. Создаем и частные коллекции для индивидуальных людей, в том числе поставляли вина и для знаменитостей. Филиппу Киркорову на 45-летие создавали, Анастасии Волочковой, Никасу Сафронову, Борису Грачевскому. У нас много друзей, которым мы делаем имиджевые коллекции. Недавно у моего друга была свадьба, я ему сделал коллекцию вина, которая останется на всю жизнь, – он раздаст родителям на память, оставит себе бутылочку, которую откроет на какую-нибудь годовщину свадьбы. Это сильный эмоциональный подарок, который «запоминает» ваши собственные переживания и воспроизводит их через много лет. Что есть более чувственное и интимное, чем открыть бутылку вина, которое вы пили десять лет назад на своей свадьбе!?
    Вопрос: Какая коллекция, созданная вами, запомнилась больше всего?
   Борис Кючуков: Я помню практически все заказы, но одна из самых оригинальных коллекций, которая мне больше всего запомнилась, та, которую мы делали для Большого театра. Мы создали коллекцию из трех вин – «Иван Грозный», «Жизель» и «Кармен Сюита» — она была гармонична, ярка и душевна.
   Недавно я прочел интервью с князем Лобановым-Ростовским, он известный коллекционер, интеллектуал, живет в Америке. И на вопрос о том, что он пьет, он ответил – вино. На вопрос — какое, сказал то, что для меня стало откровением, – находясь в Европе, князь не ленится ездить в Болгарию, чтобы купить вина, потому что те вина, которые он там приобретает по 10-15 евро, ничем не хуже тех, которые стоят 150-200 евро. А когда находится в Америке, предпочитает пить калифорнийские вина. Такая оценка наших вин дорогого стоит, ее надо заслужить. В России сейчас тоже к этому идут, но пока очень медленно, но уверенно.
   Вопрос: Борис, как при такой сумасшедшей занятости находите время на семью — как мне известно, полтора года назад у Вас родился сын?
   Борис Кючуков: Скажу даже больше. Не сын, а близнецы – два мальчика. Вообще, я многодетный папа, у меня уже четверо детей. Старшему сыну 24 года, он занимается виноделием, руководит продажами по Европе, в Болгарии. Я взял на себя Россию – более крупную территорию. Дочка – она в семейный бизнес не войдет – это уже ясно, потому что она блестяще закончила Оксфорд, осталась в Лондоне. Ну, а молодежь, которая подрастает, тоже будем приучать к виноделию. Думаю, что получится. С детьми у нас свой график – мы занимаемся с ними каждое утро, перед выездом в Москву (мы живем за городом). Вечером, к сожалению, не получается, потому что няня в 20:30 уже укладывает их спать – у нас строгий режим. Но зато субботу и воскресенье мы всегда вместе. В выходные я никогда не выезжаю в город – для меня это табу. Мои двери всегда открыты для гостей, но все выездные встречи я отклоняю. Это должен быть исключительный случай, чтобы я нарушил свой воскресный отдых. А вообще, надо семью любить, надо каждую свободную минуту уделять именно семье. Мы очень дружны. Но когда находимся в Москве (это ненормальный город), времени мало остается. Летом мы всегда вместе – либо в Италии, либо в Болгарии – с маленькими и большими – все откуда-то съезжаемся. Потому что семья – это очень важно, это тыл, который во всех начинаниях тебя поддерживает, который тебя держит. Помогает бегать и двигаться дальше. И ты можешь быть спокойным, когда дома все хорошо. Особенно это важно для мужчины, потому что мужчины – слабые существа, только с виду кажется, что мы сильные, а на самом деле в союзе с женщиной мы более слабая сторона, мы нуждаемся в поддержке, в спокойствии, мы должны знать, что у нас за спиной все хорошо для того, чтобы развиваться дальше. Посмотрите, в мире все успешные мужчины имеют за спиной прекрасных жен. Мне в этом плане очень повезло, я могу только радоваться.
   Вопрос: Можете выделить какие-то черты характера людей, с которыми вы никогда не сможете ужиться? И наоборот – что цените в людях больше всего?
   Борис Кючуков: Я не принимаю лицемерие – это черта, которая меня отталкивает, когда человек говорит за спиной, когда он двуличен. Обман не принимаю. Очень ценю точность и пунктуальность. Особенно в алкогольном бизнесе – лучше меньше сказать, чем много обещать, но ничего не сделать. Когда люди ценят и любят друг друга – это самые святые чувства. И надо воспитывать своих детей именно так. В Москве с этим большая проблема, потому что люди очень нервные, по малейшему поводу готовы идти на конфликт. Я по натуре человек, который всегда улыбается. Всегда и всем говорю: «Посмотрите, солнце светит, птички поют!». И мне всегда говорят – где ты видишь солнце, птичек. Я отвечаю – в душе. Это всегда так должно быть. Сегодня нет солнца, завтра – будет. Давайте, улыбаться и смотреть на жизнь с улыбкой. Я считаю, что это очень важно. Если постоянно думать только о трудностях и проблемах, с которыми мы бесконечно сталкиваемся, то лучше сразу застрелиться. На жизнь надо смотреть с любовью к окружающим. Сердиться, обижаться, конфликтовать – это не сложно, а научиться любить и относиться с пониманием ко всем людям – это тяжелый труд.
   Вопрос: Борис, не просто так задала Вам вопрос о качествах людей: Вы много лет живете в России и можете сказать, сильно ли русские люди отличаются от болгар? 
   Борис Кючуков: У нас отличий не так много, потому что мы же братские народы, славянские. Праболгары пришли с Волги, воинственные были племена, еще 500 лет мы находились в турецком рабстве, поэтому и что-то восточное в нас тоже есть. Поэтому болгарин – это смесь болгарских и горных народов. А общее то, что оба народа очень радушны и гостеприимны. Русская натура, душа – она очень глубокая и открытая. Болгарин радушен и гостеприимен. Для нас русский – больше, чем брат. Благодаря русским мы освободились от самого страшного — 500-летнего рабства. Во время второй мировой войны, хотя мы и были союзниками Германии. Наш царь Борис — честь и слава ему, как говориться, не позволил ни одному солдату пойти на фронт. Болгарский народ встречал русские войска цветами и хлебом с медом. Это единственная страна, где не прозвучал ни один выстрел при ее освобождении. Это говорит о большой любви и доверии между двумя народами. Поэтому для нас русские – больше, чем братья, а для меня тем более, так как я очень много лет в России. В Советском Союзе я получил образование, здесь мы познакомились с супругой… Это страна, с которой меня очень многое связывает.
   Вопрос: Да, по-русски Вы говорите превосходно. Иногда такие сложные предложения строите, что я, слушая, пугаюсь – доведете ли Вы это предложение до конца. Но еще ни разу не ошиблись…
   Борис Кючуков: Я учился в Ленинграде – это мой любимый город, в котором я души не чаю. Когда есть возможность, всегда туда езжу. Вообще, я никогда не делил людей по нациям, потому что для меня и русские, и украинцы – все братья – нет разделения.
    Вопрос: Борис, назовите свои самые любимые книги, которые Вы бы посоветовали каждому прочесть.
   Борис Кючуков: Для тех, кто интересуется виноделием, я бы рекомендовал Роберта Паркера, который пишет о том, что творится в мире вина, как делаются вина, о разных хозяйствах. Он непререкаемый авторитет в этом мире, дающий оценки, сопоставляющий урожаи разных хозяйств. Из классики – я обожаю российскую. Один из самых любимых поэтов – Есенин. Очень благодарен тому, что и мой сын любит русскую классику. Когда он был школьником и студентом, очень часто мне показывал какие-то новинки компьютерные и так далее, но вместе с тем, он никогда не упускал возможность заказывать мне в подарок из России русскую классику в оригинале. И Пушкин, и Есенин – книжки, которые я с большим удивлением находил у него в спальне рядом с подушкой. Я читаю совершенно разную литературу. Но, честно говоря, последние три-четыре года не успеваю читать. Да и информативное пространство сейчас настолько всеобъемлющее, что информация поступает ото всюду, а с этими современными телефонами и разными гаджетами, просматриваешь все на ходу – где что творится, кто что написал. Вообще, хочется отметить, что в России очень богатая культура. И я люблю ходить по театрам. До ремонта в Большом театре, я часто туда ходил и даже просто так. Умудрялся покупать билеты за очень небольшие деньги в день самого спектакля, правда, на галерке, ходил на постановки, которые смотрел много раз, – «Спящая красавица», «Лебединое озеро». Находился там, как в музее. Приходил просто, чтобы прочувствовать его атмосферу, потому что она действительно потрясающая, такой нигде нет.


    Оксана Сергеева-Маленькая

Оцените статью