«За то, что я нарушил тишину». Высоцкий. Музыкальные сезоны РСС: осень

События
Музыкальные сезоны Российского сигарного союза: ОСЕНЬ. Уже осень, еще недавно была весна, и мы слушали Вертинского, потом лето с Синатрой. И вот осень. И наш гость – Никита Высоцкий и Макс Орех.
Музыкальные сезоны Российского сигарного союза: ОСЕНЬ. Уже осень, еще недавно была весна, и мы слушали Вертинского, потом лето с Синатрой. И вот осень. И наш гость – Никита Высоцкий и Макс Орех. 
  Все собрались в ресторане Абрамовъ на Полянке. Не знаю, было ли это задумано или случайно получилось, но вышло очень по-высоцковски – пенал ресторанного зала, тесно стоящие стулья за единым столом. Шестидесяти гостям приходится пробираться так, как это было тогда, в 70-е, когда пел сам Владимир Высоцкий, — по ногам. Тесно, квартирник. Андрей Трушин, представляющий на вечере Davidoff, говорит: очень аутентично получилось – ретро, как теперь принято. 
  Никита Владимирович, от отца отличающийся только могучим ростом (выше на двадцать сантиметров), рассказывает о Владимире Семеновиче. И почему-то выбирает из массы историй именно ту, которая касается постановки на Таганке в 1971 году «Гамлета». 
  — Спектакль получился — бомба. Но сначала нужно было сдать его комиссии. Любимов беспокоился. Три последние постановки комиссия не пропустила. С «Гамлетом» могло произойти то же самое. И Любимов решился на хитрость. Обычно комиссия, состоящая из чиновников, смотрит постановку в пустом зале, потом обсуждает и принимает решение. А Любимов впустил зрителей – зал битком, союзники спектакля, для комиссии отгорожен ленточкой один ряд. Спектакль шел на огромном подъеме — зал ликовал, аплодировали 15 минут, кричали браво. Затем осталась только комиссия: начинают подниматься чиновники, а это были неглупые люди, там балбесов было немного, и говорят о том, что перевод Пастернака слишком литературен, слишком поэтичен, что режиссер много всего напридумывал, ушел от темы, что костюмы какие-то не такие… В общем, видно, что спектакль идет на снос. Не пропустят? Вдруг перед голосование встает молодой критик Лев Аннинский, он не в комиссии, просто приглашенный, и говорит: «Даже если согласиться со всеми упреками, даже если сказать, что это не лучшая пьеса Шекспира, а Шекспир не самый лучший драматург, все же этот спектакль надо пропустить. У него есть одно достоинство, которое перевешивает все возможные недостатки». Какое?  «В этом спектакле есть Гамлет. И дело не в том, что артист Высоцкий хорошо играет Гамлета, а дело в том, что Высоцкий и есть Гамлет нашего времени, человек, который ставит вечные вопросы внутри нашего времени, мало того, что он их ставит, он жизнь кладет на то, чтобы их решить». И вот такая простая мысль перевернула обсуждение, и чиновники, которые, не исключено, рисковали своими карьерами, приняли спектакль. И он пошел, и он шел 347 раз. Последний раз Высоцкий выходил в «Гамлете» в июле 1980 года. 
  Да, это был последний июль Высоцкого, на рассвете 25-го июля 1980 года Высоцкого не стало. И в этом году мы отмечаем 80-летие поэта, актера, музыканта, исполнителя. 
  Я обратился к залу – видел ли кто-то тот знаменитый «Гамлет»? С Владимиром Семеновичем? Поднялось две руки. 
  Значит, надо пояснить, что это был за спектакль. Запрещали его не потому, что там был Высоцкий. А потому, что там был такой Гамлет. Очень важно, что это 1971 год – вершина СССР. Страна на пике самодовольствия, построен развитой социализм, сформирован новый тип – советский человек… Только самому советскому  человеку как-то всё это не очень нравиться. Он всё чаще задается вопросом – а так ли мы живем? А туда ли мы пришли, куда хотели? А самые ли мы счастливые в мире? 
  То же самое и «Гамлете». Там тоже счастье — Клавдий и Гертруда, король и королева, сидят на троне и болтают ножками, они счастливы в этом браке, да, преступном браке, да, убив настоящего короля, но счастливы. И все хорошо в Датском королевстве. Но вдруг появляется Гамлет, который хочет правды, хочет разрушить это счастье, погубить Клавдия, их любовь с Гертрудой, свою любовь — Офелию и ее отца-шпиона Полония, друга Лаэрта. Погубить, но этой ценой найти ответ – как же жить по правде? Как жить дальше в этом Датском королевстве… 
  Звучало одно, но зритель слышал другое: Датское королевство — совсем не датское, и короли, камергеры, принцы — мы их видим каждый день по телевизору, увешанных звездами Героев социалистического труда. И ложь-ложь-ложь — море лжи. И надо, наконец,  
  «оказать сопротивленье 
  И в смертной схватке с целым морем бед
  Покончить с ними». 
  Так играл-жил для нас Высоцкий. Именно этого и боялась власть – мы прозреем. 
  Потому, наверное, Владимир Высоцкий и сегодня волнует нас – продолжает заставлять думать. 
  Гамлет умирает в пьесе, ища ответ на главный вопрос «Быть или не быть», Высоцкий, рвясь «из всех сухожилий», уходит в 42 года. СССР исчезает. И остаемся мы и вечные вопросы и необходимость думать и искать.  
  И как здорово, что Никита Высоцкий вспомнил в этот вечер историю с Гамлетом и прочел стихотворение отца «Я бодрствую»:
  Я бодрствую, но вещий сон мне снится.
  Пилюли пью — надеюсь, что усну.
  Не привыкать глотать мне горькую слюну – 
  Организации, инстанции и лица 
  Мне объявили явную войну 
  За то, что я нарушил тишину, 
  За то, что я хриплю на всю страну, 
  Чтоб доказать — я в колесе не спица, 
  За то, что мне неймется и не спится, 
  За то, что в передачах заграница 
  Передает мою блатную старину, 
  Считая своим долгом извиниться: 
  — Мы сами, без согласья… 
  Ну и ну! 
  За что еще? Быть может, за жену – 
  Что, мол, не мог на нашей подданной жениться?! 
  Что, мол, упрямо лезу в капстрану 
  И очень не хочу идти ко дну, 
  Что песню написал, и не одну, 
  Про то, как мы когда-то били фрица, 
  Про рядового, что на дзот валится, 
  А сам — ни сном ни духом про войну. 
  Кричат, что я у них украл луну 
  И что-нибудь еще украсть не премину. 
  И небылицу догоняет небылица. 
  Не спится мне… 
  Ну, как же мне не спиться?! 
  Нет! Не сопьюсь! Я руку протяну 
  И завещание крестом перечеркну, 
  И сам я не забуду осениться, 
  И песню напишу, и не одну, 
  И в песне той кого-то прокляну, 
  Но в пояс не забуду поклониться 
  Всем тем, кто написал, чтоб я не смел ложиться! 
  Пусть чаша горькая — я их не обману.
  А потом был концерт — Макс Орех исполнял песни Владимира Высоцкого.  Не так, как это сейчас часто бывает – под Высоцкого, повторяя и копируя. А по-своему – так, как сам понимает и любит Высоцкого. 
   Андрей Лоскутов,
   фото Елены Емельяновой

   Видео Владимира Григоренко
  Российский сигарный союз благодарит партнеров Музыкальных сезонов РСС: 
  компанию Davidoff — за сигары вечера,
  компанию Арсенал — за алкогольные напитки. Арсенал  является одной из ведущих компаний-дистрибьюторов элитных вин, 
  компанию Enframe — партнёров РСС по застройке и организации мероприятий,
  компанию CS Global partners, занимающую лидирующие позиции в индустрии гражданства и видов на жительство, 
  Марину Егорову, основателя Smart and Talented — лидера в подборе и обучении персональных и бизнес-ассистентов. Smart and Talented доверяют крупнейшие российские и западные компании — Сбербанк, Альфа-банк, Х5 Retail Group и мн. др.,
  компанию «Мир сейфов», уже более 25 лет успешно работающей на российском рынке сейфов и сейфового оборудования для частных клиентов,
  обувной холдинг Тhomas Munz,
  The Bespoke Club — сервис индивидуального пошива одежды, концепция которого была создана в  Лондоне. The Bespoke Club сохраняет более чем двухсотлетние традиции создания предметов гардероба.
Оцените статью