Владимир Березин в гостях у МСК

События
Московский сигарный клуб, временно лишенный возможности собираться вживую, продолжил «сигарные понедельники» в онлайн-формате. Нашим гостем стал писатель Владимир Березин, с которым мы поговорили на актуальную сегодня тему – как пережить вынужденную изоляцию с минимальными потерями.

Владимир подключился к нам из своей библиотеки, объем которой более чем внушителен. Сам писатель назвал ее своей кельей, и на вопрос Андрея Лоскутова о том, сколько же там книг, назвал колоссальную цифру  – около 10 тысяч (уровень библиотеки небольшого города. Примерно столько же было в легендарной Александрийской библиотеке, но 1600 лет назад).

  Принципиальное различие в том, что современник Александрийки, если бы он задался такой целью, мог прочитать все книги, написанные в мире. Уже в средние века – только все книги по своей специальности. Сегодня мы завалены книгами, нередко живущими даже под нашими кроватями, но большинство из них никто уже никогда не прочтет.
  После преамбулы о книгах преступили к основной теме, поговорить Владимир предложил о постапокалипсисе. Он рассказал, что как писатель изучал этот вопрос достаточно серьезно. И к несчастью понял, что теперь рассуждения о жизни после условного конца света вполне актуальны.
  Сразу после катаклизма люди, которые спаслись, находятся в эйфории, потому что — освобождение. Многие до этого думали, что неудачники, а потом все разом изменилось, обнулилось. И жизнь, конечно, не сахар, и болеют больше, и умирают, но вот это ощущение эйфории приходит как раз после больших катаклизмов, народ начинает чаще шутить. В крови больше адреналина, многие чувствуют себя комфортно. Такой во второй шанс для людей.
  Однако эйфория длится недолго. Ведь при переформатировании мира совершенно не ясно, чем все закончится. Сейчас мы находимся на стадии острот – веселья и вышучивания свалившихся на нас обстоятельств. Начиная с шуток о масках, кончая самим вирусом. Но состояние наше в первую очередь связано не с ним, а с перестройкой экономики. Просто переформатирование, которое происходит, многие списывают на коронавирус. Почему мы не выполнили контракт? Потому что коронавирус. Почему мы плохо выполняем свои обязательства? Потому что коронавирус. Почему книги такие плохие? Потому что был коронавирус. Страдали. И рушится привычный уклад жизни.
  Увы, только в кино герой выживает и уезжает на мотоцикле с подругой. В жизни же обыватель, возбужденный радостными переменами, потом сильно страдает, причем и в мировой литературе примеров тому немало.
  По мнению Владимира Березина, текущее положение в обществе соизмеримо со временами Черчилля. Тогда, 80 лет назад, в Лондоне в Палате Общин он произнес свою знаменитую речь: «Я не могу предложить ничего, кроме крови, тяжелого труда, слез и пота. Нам предстоит тяжелое испытание». Понимаете, в чем политическая сила этого заявления? Это не обещание победы, успехов – это обещание тяжелого труда, который еще неизвестно чем кончится.
  Сегодня перед людьми стоит испытание не столько эпидемией, сколько испытание нашего мужества и готовности к взаимопомощи. Нам предстоит в переформатированном мире тяжело и долго трудиться. Готовы ли мы к этому тяжелому труду, слезам и поту? Хватит ли у нас порядочности и выдержки, чтобы объединяться не в волчьи стаи, а в человеческие сообщества? Владимир Березин признается, что ответа на эти вопросы у него пока нет.
  Почему Владимир вспомнил про Черчилля? В пору неких испытаний – а испытания еще только начинаются – очень важно иметь перед глазами харизматиков, вокруг которых объединяются люди, увлеченные общим делом. И сигарное сообщество – один из таких примеров.
  С этим всецело согласился Андрей Лоскутов, ведь сигарный клуб, сигарный союз – то, что держит нас вместе. Но недостаточно вместе выжить, нужно еще и меняться! Как мы должны измениться, или как жизнь заставит нас измениться, изменившись сама?
  Березин считает, что при переформатировании мы понимаем, от каких привычек, тянущих нас вниз, можем отказаться, а что является действительно важным. Владимир привел фразу своего приятеля о том, что в любой непонятной ситуации – надо вымыть пол. Вымыть пол – самому. Нет сил – собирай себя по частям. Главное – не дать выхода своей панике, агрессии, потому что это саморазрушает человека. От ужаса и паники съедаешь кусочек себя.
  Что именно ждет наш мир и всех нас? Владимир предсказывать не берется, но утверждает, что есть вещи, которые нужно просто делать, несмотря ни на что. В качестве примера он привел Паскаля, у которого есть знаменитое доказательство бытия Бога. Он рассуждал так – перед вами есть две возможности: вы верите в Бога или нет. При примерно одинаковых затратах. В случае, если вы верите, то как бы приобретаете после смерти царство небесное, а если вы атеист и это оказалось правдой, то вы не приобретаете ничего. Значит, самая выигрышная стратегия – жить с верой в Бога и по понятным канонам.
  Иными словами, в нашем случае – важно не опускать рук. Физической культурой заняться, об альтернативном бизнесе подумать, самообразованию уделить внимание. Ну, и руки надо мыть, конечно же, как же без этого.
  В подтверждение данного тезиса Березин рассказал совершенно чудесную историю про курицу. Однажды на съемках одного детективного фильма Леонид Юзефович на базаре купили курицу. Ее предполагалось умертвить, чтобы по сюжету повар со зверским лицом ощипывал ее в кадре, и зритель начал бы подозревать в нем убийцу. Так вот, курицу ждала печальная участь, но пока она сидела в клетке – неожиданно снесла яйцо. И случилось что-то невообразимое. Женщины из съемочной группы заплакали — как мы теперь можем резать эту курицу?.. В результате курицу опустили. И Юзефович заметил: все дело в том, что курица жила своей естественной жизнью; если бы она начала клеваться, носиться, ее бы зарезали, не моргнув глазом, а она просто жила, как жила, и только благодаря этому выжила. Так же и людям в момент тревоги надо заниматься своим делом. Главное, понять, какое именно дело – твое. И тогда все получится.
  Подводя итог, Владимир Березин сказал: «Оптимизм заключается в том, что человечество всегда выживает. Господь посылает нам испытания по нашим силам. Пока другого не было».
   Петр Давыдов
Оцените статью