Самолеты в Екатеринбург, Челябинск и Магнитогорск вылетали практически друг за другом с разницей в четверть часа и почти с соседних гейтов. Именно эти города я и собирался посетить с сигарным визитом, чтобы провести прокуры в отделениях Российского сигарного союза. Только мой маршрут был с обратным отсчетом: сначала Магнитогорск, потом Челябинск и завершение в Екатеринбурге.
Самолеты в Екат и Челябинск улетели по расписанию, а магнитогорский рейс с полуночи перенесли на пять, а потом на десять утра.
Что ж, бывает. Искренне огорчило другое – Никита Кацал, руководитель Магнитогорского сигарного клуба, запланировал на утро посещение металлургического комбината – никогда не видел, как варят и разливают металл. Но теперь бы успеть к заседанию сигарного клуба.
Магнитогорск
Успел. Самолет шел на посадку в бескрайние заснеженные просторы. Они были похожи на море: сверху даже были видны застывшие волны – гребни сугробов. И все это заливало такое яркое солнце, что приходилось щурить глаза. Командир корабля объявил: в Магнитогорске минус 24 градуса.
После теплой осени в Магнитогорске ударили морозы, и по утрам в городе сильнейшие туманы. На сигарном вечере один из участников рассказал, что летел из Москвы днем раньше и с такой же задержкой, только плюс к ней еще пять часов кружил над городом, ожидая, пока рассеется туман.
Магнитогорский клуб после моего первого приезда сильно прибавил – много новых лиц. Две недели назад Никита Кацал сделал первую закупку сигар – не в магазине, как это было раньше, а уже у компаний-импортеров: приобрел сигарный шкаф и начал создавать собственную сигарную коллекцию. Дальше Никита Кацал и Алексей Мирошников, партнеры в бизнесе и партнеры в клубе, думают о собственной клубной площадке. Никита назвал и примерные сроки. Мне показалось, не очень реальные. Хотя у Никиты может получится и самое нереальное: он все делает размеренно, но быстро, за дело берется по-молодому задорно, а копает по-взрослому глубоко, реагирует эмоционально, но рассуждает, как философ… И еще – ему везет: с партнером Алексеем Мирошниковым, с отцом Владиславом, которого по тургеневской классификации («Отцы и дети») скорее можно отнести к «детям», то есть к молодым – по крайней мере, по его легкости на подъем, по общению с современными технологиями. Повезло Никите и с женой Ариной – они вместе приезжают в Москву на сигарные события. Скорее всего, у него, у Никиты Кацала, получится и этот проект – сигарный лаунж, первый в Магнитогорске.
В общем, мне нравится и этот город – Магнитогорск, и этот непохожий на другие – Магнитогорский сигарный клуб.
Мы курили здесь сигары из портфеля Davidoff: Avo Syncro Nicaragua Toro и в качестве второй сигары – Davidoff Nicaragua Box Pressed Robusto.
А на следующий день – сюрприз. Оказалось, что пропуск на Магнитогорский металлургический комбинат был предусмотрительно заказан на два дня. И мы с Никитой, пройдя серьезную процедуру – в Кремль она немного проще (выписка пропуска – называется «Личный временный пропуск», ожидание сопровождающего, выдача спецодежды, переодевание), попали на комбинат. По нему передвигаться можно на автомобиле – ММК занимает территорию нормального по размеру города. Здесь, на Магнитке, немного по-другому начинаешь думать о стране – той, которая такое построила, и той, которая продолжает здесь работать. Причем построила в чистом поле, на окраине Урала. Идя по бесконечным цехам, где летят искры и варится сталь, где идет прокатка – в тишине и безлюдии (автоматизация!), – я старался припомнить хотя бы один завод, построенный в современной России. И ничего вспомнить не мог – кроме «ашанов», «перекрестков», других торгово-развлекательных центров, стройки которых видел на окраинах Оренбурга, Омска, Новосибирска…
Челябинск
Из Магнитогорска с Никитой и Владиславом Кацалами двинули в Челябинск. 300 кэмэ на «Ягуаре» — это часа четыре, если бы не пробки на въезде в Челябинск (радуйтесь, москвичи, не только у вас такое). И как мы не старались, а в лаунж Арома де Куба прибыли минута-в-минуту: 19.00.
Здесь опять не обошлось без аэро-приключений – Бора Булади, вице-президент Davidoff по странам Восточной и Центральной Европы, опоздал на самолет. Что ж, придется курить Davidoff без главы российского представительства Davidoff. В этот вечер у нас было заявлено две сигары: Griffin’s Nicaragua Toro и Avo Syncro Robusto. Я также представил свои книги «Зино Давидофф» и «Сигарету в зубы сунуть и на мировую смуту плюнуть» — исследование онтологии табака и курения в лирике.
Арома де Куба признан Российским сигарным союзом лучшим сигарным лаунжем 2017 года. Здесь уже побывали руководители Саратовского, Волгоградского, Магнитогорского сигарных клубов, компании «Топ сигарс корпорейшен», Артур Шиляев – совладелец российской Siglo de Oro. Андрей Лубягин и Александр Пищухин – создатели лаунжа и клуба – принимают участие практически во всех главных мероприятиях Российского сигарного союза – Центральном сигарном событии, Валдайском табачном форуме, Саратовском Арбузном фестивале, Черешне, Андрей Лубягин избран сопредседателем Объединения табаконистов России. Но это еще не все – 26-28 января 2018 года, то есть через полтора месяца – здесь пройдет Первый Уральский сигарный фестиваль «Город Че».
— Пожалуйста, не тяните с принятием решения, фестиваль не резиновый, — говорит участникам вечера Александр Пишухин.
— Сколько осталось билетов? – спрашиваю я.
— Десять, — отвечает Александр.
К концу вечера цифра изменилась: семь.
Уже ночью мы из лаунжа переместились в ресторан «Слон», чтобы поужинать и отметить день рождения одного из участников вечера – Андрея Шадрина. Почему «Слон»? Здесь можно выкурить сигару, и кроме этого «Слон» работает до последнего клиента. Но, как выяснилось, последнего клиента здесь провожает весь персонал ресторана – администратор, официанты, кухня. Эта простая процедура – одеться и выйти – растянулась на полчаса…
А последней сигарой стала Super Robusto «Трактор» (127 х 60 RG), которую выпустил для Челябинского сигарного клуба Артур Шиляев.
Уже под утро я открыл компьютер – надо было заказывать транспорт из Челябинска в Екатеринбург. Можно поехать за пару сотен рублей – на бла-бла-такси, то есть попутчиком – едешь и болтаешь. Но после двух насыщенных разговорных вечеров в Магнитогорске и Челябинске я выбрал обычное такси за три тысячи рублей. Три тысячи рэ и три часа молчания – сказка!
Екатеринбург
Здесь большие перемены – лаунж Дон Алехандро, лучший, по версии Российского сигарного союза лаунж 2013 года, закрылся. Закрылся летом 2017 года. И в декабре 2017 года открылся снова. Там же, в Екатеринбурге, также в самом центре города, с тем же названием. Площадь немного меньше. Но теперь это старый кирпичный особняк, деревянная лестница на второй этаж – уютнее, чем было. Не знаю, как это удалось Виктору Тарновскому в такие сроки. Не случайно, именно Виктора Тарновского в 2012 году Российский сигарный союз отметил высшей своей наградой – большой серебряной медалью «За выдающийся вклад в развитие сигарной культуры России». Одного из самых первых в России!
Я увидел на новом месте старых сотрудников Виктора – Евгения Петровского, Шерзода Валижанова, Стаса Шляпникова. И кроме старых членов Уральского сигарного клуба – Ивана Гаврилова, например, много-много новых. Часть вечера мы проговорили с Михаилом Щербаковым, офицером, военным химиком и специалистом по биооружию. Я пожалел, что сам – своими рассказами о Macanudo и Davidoff (курили Macanudo Maduro Diplomat, а потом – Davidoff Nicaragua Box Pressed Robusto) – отнял много времени от этого разговора с умнейшим и интереснейшим собеседником…
В Екатеринбурге я представил свою книгу «Календарь табака», которая вышла две недели назад. В ней 640 имен, в том числе имена тех, кто был в этот вечер в Уральском сигарном клубе…
Три города, три клуба, два лаунжа, 67 старых и новых друзей: хорошее многоточие 2017 года…
Андрей Лоскутов,
президент Российского сигарного союза
Фоторепортаж из Магнитогорска
Фото из Челябинска