Тихий Дон. 25-я сигарная экспедиция. Часть I

События
Необходимая интродукция: плот это деревянный настил: на котором установлен большой тент, под ним четыре палатки, мангал, столовая, рундуки для продуктов, сауна, два огромных рулежных весла и мотор для подруливания или разворотов. Две шторы, которыми можно прикрыть столовую, если будет сильный ветер или дождь. В комплекте также трап и "концы Александрова".

 

 

День первый

Началось путешествие на плотах по Дону от станции Александровка-Донская. Сюда мы прибыли на машинах — Московский и Ростовский сигарные клуба (от Москвы 750, от Ростова-на-Дону — 450 кэмэ).

Наш, «московский», плот называется «Дымок» (это его штатное название, что ж, — символично), второй плот, Ростовского сигарного клуба,  называется – «Барский», он двухпалубный .

На «Дымок» загрузились провиант, оборудование и пять «Гекльберри Финнов» (Андрей Лоскутов, Виктор Несмиянов, он же дядя Витяй, он же наш шкипер, Эдуард Сухарев, Ульяна Селезнева и я, Екатерина Берг). Всем сплавом руководит Капитан — Денис Шкуратов, лидер Ростовского сигарного клуба.

Нам пора отчаливать и на ходу учиться управлять плотом, потому что ни у кого из нас, в отличие от ростовской команды, которая сплавляется уже в пятый раз, таких навыков нет. Вскоре после отплытия, получили команду пришвартоваться — надо пополнить запасы дров (переговоры между плотами ведут по рации Капитан Денис Шкуратов и Андрей Лоскутов). Первая швартовка – то ещё испытание, хохот и шум на километры. Есть такое выражение «два дебила – это сила», но нас оказалось целых пять! С пятой или шестой попытки удалось закрепить плот на берегу. Набрав дров, пошли дальше, вниз по течению к следующей остановке у родника с купелью, у подножия меловой горы, на вершине которой установлен крест. Многие из нас поднялись туда, но Андрей Лоскутов на самом верху горы, фотографируя фантастически красивый — красный закат в белых ковылях, потерял свой мобильный, поэтому пришлось взбираться снова. Звонили и шли в темноте на звук: где-то в ковыле звонил телефон. Правда, особой пользы от телефона (и найденного и всех остальных) не было, так как связь с миром отсутствовала, лишь изредка проскакивал сигнал. И только тишина, звуки природы…

Вечером, объединив два плота, организовали ужин с шашлыками, где все познакомились друг с другом. Так закончился первый день.

  День второй

После завтрака набрали родниковой воды и отчалили к следующей исторической достопримечательности – Воскресенскому Белогорскому мужскому монастырю. Начало истории пещерного (катакомбного) храма Александра Невского уходит в восьмой век, когда здесь, спасаясь от гонений, обосновались византийские монахи. За века пещерные галереи ушли на 95 метров в глубину горы (четыре подземных уровня), их протяженность – 2500 метров. Для посетителей проход открыт только на 45 метров. Температура здесь 10 градусов по Цельсию, остальные 40 метров – реставрируются. Потрясающая экскурсия и масса впечатлений от увиденного и услышанного!

Познакомившись и поговорив с настоятелем монастыря о. Ильей, плывем дальше. «Дымок», оправдывая своё название, задымил. Андрей Лоскутов приготовил то ли 12, то ли 13 комплектов дегустационных сигар. Все — без бантов. То есть дегустации будут слепые. Подробнее об этом расскажет Эдуард Сухарев, сопредседатель Российской дегустационной комиссии. На протяжении всего путешествия мы каждый день проводили по три прокура. Весьма занимательное и веселое занятие описывать свои вкусовые ощущения, угадывая страну, производителя, формат и марку сигар. Со страной-производителем ошибок почти не было. За прокуром мы вели задушевные беседы, наслаждались сигарами, видами, а река медленно несла нас по течению.

Следующая остановка – Павловск. Здесь нас становится больше, к нам присоединяются Павел Долгов и Валентина Карпова. Теперь на «Дымке» нас – семеро. В лице П. Долгова мы усмотрели дополнительную мужскую силу, так необходимую для швартовки. Швартовка — процесс не простой. Нужно вовремя сбросить на берег «концы Александрова» — так официально называются канаты, на конце которых якоря. Их надо сбросить, допрыгнуть или доплыть до берега и постараться как можно быстрее зацепить «конец Александрова» за дерево, корягу или забить в землю. Все это нужно сделать очень быстро, так как плот сносит стремительным Доном (мы-то наивно полагали, что Дон тихий).  Мы с завистью наблюдали  за ростовской командой — у них все слаженно, все отработано.

По правому берегу к воде бегают выдры. По левому – на вершине песчаного обрыва виднеется сосновый лес, пролетают серые цапли и какие-то огромные хищные птицы, иногда проплывает семейство уток, а на некоторых обрывах вдоль реки видны гнезда стрижей. И тихая гладь Дона несет нас вперёд.

В перерывах играем в домино. С азартом и криками.

Все дни — жара. Мы окунаемся, держась за плот — течение уносит зазевавшихся.

Вдруг что-то кричат с первого, ростовского плота (они идут метрах в двухстах от нас). Нам не слышно. Но мы видим, как по Дону на нас надвигается какая-то темная стена.  И тут соображаем — ливень. Дон стал белым от пузырей. Едва успеваем от бортов сдвинуть к центру плота, под тент, наши вещи. Ростовцам повезло меньше — их накрыло капитально.

По рации с «Барского» передали, что очередная швартовка будет на пляже под названием «Эротический». Швартуемся двумя плотами рядом. Сильно заинтригованы. Оказывается, нет, никакой эротики — пляж «экзотический», помехи связи. Почему «экзотический» — объяснять не надо: тут везде экзотика.

Вечерний ужин закончился песнями под гитару дяди Вития. Ульяна удивила (меня уж точно) силой голоса и чувственным, живым исполнением песен.

В этот вечер мне удалось определить, кто есть кто на плоту «Барский». Все были в футболках с надписями:  Капитан (Денис), старпом (Вова), боцман (Максим), шкипер (Дима), печенег (Дима), рыбак (Женя), доктор (Андрей) и разбойник (Юра). Печенег-Дима очень просил написать в отчёте стихотворение Константина Симонова «Родина», которое он прочитал мне наизусть:

Касаясь трех великих океанов,

Она лежит, раскинув города,

Покрыта сеткою меридианов,

Непобедима, широка, горда

Но в час, когда последняя граната

Уже занесена в твоей руке

И в краткий миг припомнить разом надо

Все, что у нас осталось вдалеке,

Ты вспоминаешь не страну большую,

Какую ты изъездил и узнал,

Ты вспоминаешь родину — такую,

Какой ее ты в детстве увидал.

Клочок земли, припавший к трем березам,

Далекую дорогу за леском,

Речонку со скрипучим перевозом,

Песчаный берег с низким ивняком.

Вот где нам посчастливилось родиться,

Где на всю жизнь, до смерти, мы нашли

Ту горсть земли, которая годится,

Чтоб видеть в ней приметы всей земли.

Да, можно выжить в зной, в грозу, в морозы,

Да, можно голодать и холодать,

Идти на смерть… Но эти три березы

При жизни никому нельзя отдать.

На этом второй день закончился.

   Екатерина Берг,

специально для Сигарного портала

Часть II

Фоторепортаж Ульяны Селезневой

Фоторепортаж Эдуарда Сухарева

Видеоролик

Репортаж о Тихом Тихом Доне-2 – здесь

Репортаж о Тихом Тихом Доне-3 – здесь

Репортаж о Тихом Тихом Доне-4 – здесь

Репортаж о Тихом Тихом Доне-5 – здесь

Оцените статью