Скифы – мы?

События
Гостем Московского сигарного клуба стал историк Яков Внуков. С ним мы говорили о скифской цивилизации.

Яков начал с сенсационного заявления – скифов не существует. Так шутят историки: скифы – не один народ, а группа, населявшая с VIII в. до н. э. до IV в. н. территории от причерноморских степей (к востоку от Дуная) до территории современного Китая.

О принадлежности различных артефактов к скифам можно судить по трем признакам, т.н. скифская триада: звериный стиль в оформлении, определенный набор оружия (короткий меч «акинак» и небольшой композитный лук с тонкими стрелами), характерное снаряжение для верховой езды.

Скифы были крепкими светловолосыми людьми с голубыми глазами – можно сказать, индоевропейской внешности. В чем-то они были похожи на русских мужиков – отчасти и поэтому в XIX веке пошла мода считать, что русские происходят от скифов. «Да, скифы – мы», – писал Блок.

Решили разобраться, действительно ли мы – как они. Яков считает, что нас роднит любовь к стихии дороги. Путешествуя в кибитке или верхом, скифы любовались бескрайними пейзажами. Дорога – это судьба, а совершенный путь – перерождение. Отправляешься одним человеком и заново рождаешься там, где оказался.

Конечно, это лирическое предположение. О жизни скифов известно меньше, чем нам бы хотелось. Прежде всего мы знаем, что они занимались выпасом лошадей и всегда имели при себе оружие, так как часто воевали друг с другом.

У скифов считалось, что найти друга – важнее, чем жену. Потому что ты обретаешь брата и верного соратника. Впрочем, о семейной жизни этих людей известно мало. Древнегреческий историк и географ Геродот, знавший скифские племена, об этом не пишет.

Зато от него мы знаем, что зимой и летом скифы ходили в одной и той же одежде. Царские скифы к ремеслам относились презрительно, преимущественно предоставляя их женщинам и рабам. Сами же занимались охотой, грабежами и войной – эти занятия считались благородными. Скифы были прекрасными лучниками.

На застолье чашами им служили черепа поверженных врагов. Познакомившись с греческими винами, скифы стали пить их, не мешая с водой. Отсюда у спартанцев появилось выражение «пить по-скифски», означающее напиваться. Из еды же основной пищей скифов были конина, кобылье молоко и молочные продукты.

Скифы верили, что для счастливой загробной жизни нужно быть захороненными вместе с золотом и конем, знатных же скифов погребали также вместе с женами, которых ритуально умерщвляли (душили). При этом тела мумифицировали, поэтому при раскопках археологи находят их в значительной сохранности.

Яков Внуков, занимающийся не только археологией, но и реконструкциями, показал нам несколько интересных копий скифских артефактов, некоторые из которых он изготовил сам. И рассказал, для чего и как они использовались.

В завершение вечера Яков предложил продолжить общение, пригласив членов клуба на летнюю реконструкцию. Следите за анонсами.

Фото: Ульяна Селезнева

Оцените статью