Первое заседание Экспертного совета по табаку

События

В Госдуме состоялось заседание созданного Экспертного совета по развитию конкуренции на рынках никотиносодержащей продукции, вопросам государственного регулирования отношений в сфере производства и оборота табачной и инновационной никотиносодержащей продукции и устройств, предназначенных для потребления никотина способами, отличными от курения табака.

Заседание прошло под руководством Сергея Катасонова, сопредседателя Экспертного совета. Второй сопредседатель – Айдар Метшин – присоединился к совещанию по видеосвязи, гибридный формат позволил большому числу участников принять участие в работе.

В числе членов совета – пять депутатов: А. Веллер, А. Луговой, А. Метшин, Л. Огуль, А. Фаррахов. В членах Совета также председатель «Никотинового альянса» А. Лоскутов. На заседании присутствовали представители федеральных органов исполнительной власти: Минэка, Минфина, Минпромторга, МВД, ФАС, Минсельхоза, ФНС и ФТС, Федеральной службы по регулированию алкогольной отрасли, Роспотребнадзора, представители научных учреждений – академических институтов, руководители крупнейших компаний табачной отрасли.

Одной из ключевых тем заседания стало представление законопроекта Минфина России «О государственном регулировании производства и оборота табачных изделий, никотинсодержащей продукции и сырья для их производства». Были обсуждены вопросы регистрации оборудования для производства табачной продукции, маркировки табака, лицензирования оптовой торговли табачной и никотиносодержащей продукцией и сырьем.

В настоящий момент разработчики законопроекта обобщают отзывы ФОИВов. Планируется, что при отсутствии принципиальных разногласий законопроект в течение двух месяцев будет внесен на рассмотрение Правительства.

Следующими по повестке заседания были рассмотрены вопросы регулирования рынка никотинсодержащей жидкости и устройств ее доставки. Обсудили предложение ряда депутатов ЛДПР запретить продажу электронных сигарет и жидкостей для них на территории РФ. Был сделан вывод, что запрет приведет лишь к росту нелегальных продаж. Поэтому требуется регулирование.

В первую очередь поможет введение маркировки для альтернативной табачной продукции. В настоящий момент ситуация неудовлетворительная. По данным одного из участников заседания, сейчас лишь 11% электронных сигарет завозится легально. А легальных жидкостей для заправки – 1,3%! На примере кальянного табака видно, что обеление рынка и гармонизация акцизных ставок привели к тому, что бюджетные поступления выросли на порядок.

Еще одна поднятая на заседании тема – ЕАЭСовский проект «Технического регламента на никотинсодержащую продукцию», подготовленный Министерством экономики Республики Армения. Его соразработчик со стороны России – Минсельхоз. В настоящий момент проект регламента находится в Евразийской экономической комиссии, в этом году начнется этап его общественного обсуждения.

Важный вопрос по маркировке и акцизным маркам задал сопредседатель Совета Сергей Катасонов, обратившись к Максиму Краснову, начальнику отдела лицензирования и контроля в сфере госрегулируемых видов деятельности контрольного управления ФНС России. Имеет ли смысл отменить акцизные марки? Отвечая на этот вопрос, М. Краснов заявил: «Как только у нас заработает до конца вся система маркировки и все виды табачной продукции будут маркированы – можно будет говорить о том, чтобы отменить марки. Как мы неоднократно говорили, в принципе наша служба за их отмену – двойная маркировка бессмысленна».

Живая дискуссия развернулась вокруг обсуждения жевательного табака. Евгения Гнучих, заместитель директора академического Всероссийского научно-исследовательского института табака, махорки и табачных изделий (Краснодар), в своем докладе затронула важность введения на законодательном уровне единой методологии идентификации жевательного табака для его отличия от табака сосательного, который в настоящий момент запрещен.

Е. Гнучих отметила, что содержание в жевательном табаке крупных фракций табачных листьев должно быть не менее 15%. Кроме того, необходимо закрепить в законе требование о том, что содержание никотина в таких изделиях не может превышать 3,5%. В противном случае недобросовестные производители будут поставлять на рынок жевательный табак, искусственно обогащенный никотином.

Председатель «Никотинового альянса» А. Лоскутов, комментируя состоявшее заседание Экспертного совета, отметил, что его создание – большой шаг вперед в поиске понимания того, как может ответственно развиваться отрасль, которая является второй в российской экономике по акцизным сборам, а также того, как можно достигать согласия по самым спорным вопросам. И, кстати, само заседание показало, насколько такой диалог интересен всем сторонам – к 20 участникам в зале присоединилось 50 человек удаленно, и еще десять не смогли этого сделать, так как было «достигнуто максимально допустимое число участников конференции».

Заседания Экспертного совета будут проходить раз в квартал. Следующее запланировано на конец марта.

Официальная повестка заседания Экспертного совета

  1. О подготовке Минфином России законопроекта «О государственном регулировании производства и оборота табачных изделий, никотинсодержащей продукции и сырья для их производства».
  2. О законопроектах по противодействию незаконному обороту табачных изделий.
  3. О вопросах государственного регулирования производства и оборота никотиносодержащих жидкостей и устройств для ее доставки.
  4. О ходе подготовки Технического регламента ЕАЭС на никотинсодержащую продукцию.
  5. О предложении по созданию подгруппы по регулированию табачного рынка в рамках рабочей группы в сфере торговли и защиты прав потребителей при подкомиссии по совершенствованию контрольно-надзорных и разрешительных функций федеральных органов исполнительной власти при Правительственной комиссии по проведению административной реформы.
  6. О национальном стандарте ГОСТ Р 58553-2019 Табак жевательный. Общие технические условия. Его применение при идентификации табака жевательного и проекте изменений в 268-ФЗ Технический регламент на табачную продукцию.
  7. О плане работы Экспертного совета в 2022 г.
  8. Разное.
Оцените статью