Фестивальный дневник, Гавана, 2016. Часть первая

События

Все-таки, создавая Кубу, Всевышний был в ударе. Мог бы остановиться на море и пальмах, на людях, способных никуда не торопиться и успевать, на женщинах, особенно в профиль. Ему показалось этого мало.

Каждый, приезжающий на Кубу, находит здесь что-то свое, чего нигде нет. Мы, например, находим сигары.

Но чтобы найти это, нужно настроиться на кубинскую волну.

Аэропорт. Два с половиной часа выдают багаж – чемодан, пауза-пауза-пауза, чемодан. Такое ощущение, что наши чемоданы от самолета к транспортёру носят на руках. Я вижу нервно ходящих соотечественников, грызущих ногти, тыкающих резко в телефон. И только немногие – спокойны, это опытные любители Кубы, они знают: придет и к тебе твой чемодан. Они уже на кубинской волне.

Флаги. Не буду повторять общие места, мол, Куба – это консервы, это возвращение в прошлое. Куба – это и сильно новое. Не всегда , правда, только хорошее. В первый вечер после того, как мы разместились в Melia Habono, выкурили по первой сигаре, получили от Каролины (Топ сигарс) пакет с регистрационными документами XVIII Festival del Habano, — поехали на кубинскую дискотеку. Дюжина девчонок в юбочках, которые даже не начинались, громкие клипы на весь экран и два флага – кубинский и американский. Еще пару лет назад — все то же самое, только без флагов. Я не ханжа, но флаги как-то официализируют то, что раньше было частным бизнесом.

Медицина. У Элины Юматовой (Волгоград) какой-то аллергический криз. Наше лекарство не помогает. Они с Андреем едут в местный госпиталь. Тот же самый препарат, но местный – и ситуация меняется. Это новая Куба, с высочайшей системой здравоохранения, в основе которой и медицинская наука (лекарства, которые теперь заказывают туристам их родственники), и лучшее в этой части мира медицинское образование (уже лучше нашего, российского, как утверждают специалисты), и система здравоохранения (один терапевт на 150 семей, врач живет здесь же, рядом с этими семьями – на первом этаже его приемная, а выше – квартира, он знает всех и все – чем и когда и с какими последствиями болел ребенок или его родители, или даже родители родителей).

Фестиваль, открытие. Объявили, что приехало 2000 участников из 115 стран. Из России – 39. В делегации Российского сигарного союза представители Депутатского сигарного клуба – депутаты Госдумы Сергей Катасонов и Андрей Туманов, руководитель Министерского сигарного клуба, заместитель министра финансов России Алексей Лавров, руководители региональных отделений РСС – Андрей Юматов (Волгоград), Игорь Пузырев (Мурманск), Виктор Тарновский (Екатеринбург). Знакомлю коллег с д-ром Максом Герцогом (Берлин). «Ого, — говорит он, — солидная у вас команда!» И интересуется, как там с антитабачным законом в России – д-р Герцог принимал участие в Первой конференции за права курильщиков, которая была организована РСС и Движением за права курильщиков осенью 2014 года в Москве. Он считает, что Россия сегодня в лидерах мирового движения за права курящих.

Выросло число участников Festival del Habano – чтобы принять всех, организаторы для вечера-открытия предлагают старую табачную таможню в порту. И еще заметное изменение – напитков, еды, сигар становиться значительно больше. На нас не экономят.

Продолжение фестивального дневника — завтра, 4 марта.

Андрей Лоскутов,

Москва-Гавана

Оцените статью